Для этого надо на время стать самому маркетологом.
Шучу, давайте посмотрим, как это может сделать профессиональный маркетолог.
Предположим, есть два классических варианта выбора.
- Эмоциональный. По престижу, известности. Учатся друзья. Вуз хвалят. Спорт, студенческая жизнь (КВН и пр.)
- Рациональный. Не дорого. Хорошие педагоги. Есть иностранные языки. Недалеко от дома. Стажировки, трудоустройство.
- Пункт 1 и 2 – это бренд вуза. Все вместе, это любовь, ваш выбор уже сделан в голове.
Но, если вы еще в раздумье, то далее этот текст для вас.
Заметим, работодатели особенно не обращают внимание на бренд вуза, их больше интересует, а какие скилы есть у соискателя!
Какие же вузы дают эти скилы?
Как же выбрать правильный надежный вуз, где научат, как стать маркетологом, рекламистом, PR и журналистом?
Как не влипнуть и не потратить деньги зря?
Далее советы и рекомендации!
- Выбирайте вуз, как если бы, вы выбираете товары длительного пользования: квартиру, дачу, машину.
Посмотрите на «фундамент» дома – государственный или нет, «мотор» – качество образовательной программы.
- Для таких специальностей как: маркетинг, реклама и PR, журналистика лучше подходят гуманитарные вузы или почти гуманитарные, социально-экономические.
Эти профессии требуют от человека высокой коммуникативности и творчества. Умение коммуницировать требует изучения истории, культуры, философии, социологии, лингвистики.
- Обратите внимание на наличие в этих вузах факультетов или кафедр в области управления, экономики, социологии, юриспруденции. Если они есть, то школа и педагогическая, и научная здесь обеспечена.
Вас там, как минимум, не испортят.
Есть вузы, где процесс образования напоминает длительные многогодичные курсы. Они, в силу их «молодости» не имеют богатой материально-технической базы и качественных преподавателей.
Это не ваши вузы.
- Имейте ввиду, что на подготовку к конкретной профессии, чтения лекций и семинаров в качественных вузах, чтобы подготовить специалиста в области менеджмента рекламы, специалиста по PR, интернет маркетолога, SMM менеджера, копирайтера, веб-дизайнера, контент – менеджера, тем более SEO специалиста или веб-аналитика приглашаются специалисты — практики в этих профессиональных областях. Смотрите, есть такие в составе факультета, кафедр.
Как можно понять, есть ли устойчивая корреляция между брендом (виртуальным качеством) и реальным качеством обучения в вузе?
Маркетологи, обычно, прежде чем рекомендовать тот или иной путь к успеху, проводят ситуационный анализ, оперативное исследование рынка.
Для такого экспресс исследования были выбраны 8 вузов, где можно получить высшее образование по указанным направлениям, где набор ЕГЭ примерно совпадает.
Это: ВШЭ, РУДН, ФУ, РГГУ, РЭУ, МосПолитех, ГУУ, РГСУ.
- 1). Бренд вуза — это широкая и безусловная известность среди выпускников, абитуриентов и их родителей.
Не надо рассказывать никому, что такое МВТУ, МИФИ, МФТУ. Все и так знают, это интеллектуальные монстры с техническим и математическим уклоном. Сюда же надо добавить немного более социальные вузы, но такие же престижные: МГИМО, ВШЭ. Это мощные, раскрученные, широко известные торговые марки вузов -бренды России. Про МГУ речь не веду, сам его окончил пару раз, вы все сами знаете, что здесь классика обучения.
- Но нас интересуют вузы, где учат маркетологов, рекламщиков, PR-щиков и журналистов.
Общественное мнение, рейтинг этих брендов, спрос на такие вузы со стороны потребителей высшего образования может быть зафиксирована по рейтингу запросам в Яндекс. Слова. https://wordstat.yandex.ru/ (04.04.2022).
На основании собранной там информации (она доступна всем, каждый может это проверить), выясняется:
- Самый высокий спрос: собирает ВШЭ – 9 804 запроса в месяц. Это огромным отрыв и успех – общественное признание среди всех остальных вузов.
Далее идут вузы по убыванию запросов: РУДН (983); ФУ (818); РГГУ (626); РЭУ (402); МосПолитех (395); ГУУ (213); РГСУ (178).
Так, теперь мы видим, как выстроились бренды вузов.
Вроде понятно, куда идти учиться!
Но?
- А как определить качественные вузы? Как измерить качество? По сути, 100%, никак. Но, все же можно. Это можно сделать только со стороны экспертов. Нет, не нами, не преподавателями – заинтересованными лицами, не на ДОД), но по мнению студентов и выпускников.
Правильно будет получить оценку от тех, кто является (являлся) субъектами образовательной деятельности, непосредственными участниками образовательного процесса, кто конкретно натерпелся и крикнул, когда уходил, ура, образование закончилось!
Вы можете возразить, а что их спрашивать, они еще молодые и ничего не …).
Да, они молодые, но больше не у кого спрашивать. Кстати, спрашивают анонимно и по максимуму многих. По результатам опроса строится рейтинг реального качества вуза.
А есть ли такая экспертиза, такой рейтинг качества вузов?
Да есть, например: https://moeobrazovanie.ru/ Компания много лет проводит такую важную работу и не может быть не замеченной. Опросы и их результаты основаны на репрезентативной выборке.
Это надёжная экспертная оценка со стороны студентов и выпускников (мнение тех, кто учиться или учился), которая как сейчас увидим, очень даже не совпадает с рейтингом брендов.
- Вы будете удивлены, но общественное мнение (имидж) не совпадает с частным внутренним мнением экспертов (репутацией), со стороны самих участников обучения.
- На поверку, вузы становятся не вполне брендовыми, т.е. качество их обучения ниже их всенародной, исторической славы!
И они тут выстраиваются, наоборот.
- С большим отрывом, по набранным баллам, от других вузов заметны два качественных вуза: ГУУ (85,3) и РГСУ (84,3). Далее идут ВШЭ (84.0), РГГУ (83,5).
Потом следуют, по убыванию: Фин. Универ (83,4), Московский Политех (82,5), РУДН (78,0). Замыкает эту спускающуюся вниз колонну – РЭУ (76,5)!
Это рейтинг реального качества обучения, который составлен на основании экспертного заключения, набранным баллам со стороны студентов и выпускников.
Не стоит приводить примеры отзывов, сами их посмотрите. Они разные, от хороших, до очень даже негативных.
Так решили оценить качество обучения в этих вузах студенты, которые там учатся.
Я же, просто подсмотрел.
- Так кому же верить, как же так, скажите вы, товарищ, профессор, вы что нам голову морочите?
А тусовка, а пальцы гнуть, а где лучше пыльнуть, а …)?
- Решать, только вам!
Выбор профессии и вуза – это выбор будущей и настоящей профессиональной и личной биографии.
Многие, до 70% выпускников продолжают свое образование в одном и том же вузе. Получают еще одно образование, второе, магистратуру, аспирантуру.
У студентов есть шанс поменять свою профессию во время учебы, перейти на другую программу обучения.
Сегодня с помощью Интернет, все мы превращаемся в «вечных студентов».
Это уже устойчивый тренд нашего времени.
Какой из этого можно сделать вывод?
Внимательно читайте отзывы, смотрите специальные сайты и рейтинги, поговорите при возможности с теми, кто учиться, зайдите в группы социальных сетей вузов (в том числе, “подслушано”), не торопитесь принимать решение до тех пор, пока не убедитесь, да, это мое!
Если, ничего не получается, обращайтесь, будем разбираться вместе.
С уважением, профессор Дмитрий Анатольевич Шевченко.