Цифровой преподаватель в вузе: необходимость или подождем?

цифровой преподаватель

Анализ ситуации. Пишу статьи, посты в соц сети от студентов ответа нет. Диалога нет. Заметил, что учебники почти не читают. Посещают занятия плохо. Профессиональных знаний недостаточно.

Главной причиной этих и других негативных характеристик формирования профессиональных и мягких компетентностей, о которых можно и дальше писать, на мой взгляд, происходит из-за излишнего внимания и значительной тратой практически всего свободного времени студентами на просмотр информации и общения в Интернет.

Сегодня есть два учителя – преподаватель и Интернет.

Вертикальное общение и горизонтальное. Дискретное и постоянное.

Общение с преподавателем происходит по плану в отведенное расписанием время. Напротив, общение в Интернет занимает почти все свободное время. Общение длится 24/7.

На вопрос: кто кого переборет по интенсивности?

Ответ очевиден – Интернет.

Что читают и просматривают студенты в Интернет? Преимущественно, соц. сети: ВК, Инст, Тик-Ток? Там много разного, чаще, развлекательного контента. Не исключаю, что просматривают и тематический, профессиональный контент, готовятся к занятиям.

Но не по нашим учебникам и лекалам! Это заметно на семинарских занятиях.

Читают, да, ищут ответы на наши вопросы, но не в наших книгах и учебниках. Лично мои попытки убедить, призвать, склонить их читать учебники вызывают протест, расценивается как нарушение их интеллектуальной свободы,

Особый интерес (опрос студентов на занятиях) вызывают блогеры, Многие мечтают стать блогерами. Для журналистов и рекламистов, PR – это естественно.

Итак, новая культурная среда формирования личности, во многом профессиональных качеств и понимания профессии – Интернет!

Мы ППС – это офлайн, они – это онлайн!

В теоретическом плане мы наблюдаем сдвиг от традиционной кибернетической бездушной модели коммуникации к чувственной самокоммуникации, которая возникает в Интернет среде. Об этом много писали и пишут исследователи коммуникаций и их влияния на общественные отношения и возникновение новых социальных структур: Манюэль Кастельс, Николас Луман, Л. Витгенштейн, Ж. Бодрийяр, подчёркивая факт возникновения и спонтанного развития автономной виртуальной (символической) реальности, в которой формируется мировоззрение современного человека, его личности.

Этот сдвиг к интерактивной коммуникации. От однонаправленной вертикальной к децентрализованной К. И здесь основным коммуникационным медиум выступаем совсем не «Мы» или литературные классические герои наших грез, а Интернет. У студентов появляется значительная автономия для генерации собственных сообщений и контента, которые не поддаются нашему контролю. «Мы» как бы выключены из процесса формирования культурных ценностей – основы формирования социальности в человеке, молодом человеке, студенте.

Более того, барьеры входа в Сеть значительно ниже, чем в нашей индустрии традиционных коммуникаций.

Цифровые коммуникации стали становым хребтом жизни, создали новую социальную структуру – сетевое сообщество со своими лидерами и авторитетами. Появилось право на самовыражение!

Мы, сами этого ждали люди, как манны небесной. И вот она свобода выражаться настала!  Свободная коммуникация – это естественная по своей природе практика переживаний и чувств. Это право никто уже не отнимет у студентов, говорить, транслировать где, кому и что угодно. Это мечта всех! И это вызов университету, не только университету Карла Гумбольда, как выразителю культуры, но и Сорбонне, Принстону и Гарварду и моей альма-матери МГУ – законодателям фундаментальных знаний и профессиональной карьеры.

Происходит утрата авторитета высшего образования, преподавателя.

Вместо нас новый лидер мнений – Сеть (новый воспитатель чувств и ценностных ориентиров). Сеть, она потому и Сеть, что из нее не выберешься так просто. Это новая пространство контента порождения и проверки смыслов. Мои попытки внедриться в пространство смыслов (Интернет-общение в соц. группах ВК), не получаеся пока.

Итак, ключевая роль в формировании ценностных коммуникаций принадлежит не нам ППС, а Сети. На социетальном уровне цифровая коммуникация создает символическую среду, в который студенты обмениваются сигналами и формируют смыслы своей жизни! Это важнее, чем наши рассуждения, здесь (принимать во внимание возраст) поиск ответов на «проклятые» вопросы.

Как-то, в порядке тестирования, писал в ВК про аватарки студентов. Имел ввиду анонимность и адекватность визуального представительства, общения и смыслов. Никто из ППС и студентов не поддержал этот пост и комментарий не последовало. Продолжаю тестировать. Пишу и, если дадут специальный раздел, буду писать и дальше, посмотрим, как пойдет дело, диалог получится или нет?!

Какой видится современный путь взаимодействия со студентами со стороны нового типа преподавателя – цифровой преподаватель!

Нужны цифровые преподаватели. Их дб много на каждом факультете и на каждом курсе. Нужно формировать и искать новый формат обучения.

Развивать проекты и проектную деятельность. Здесь расстояние между студентом и преподавателем минимально.

Есть и свои сложности в управлении этим процессом и оплатой нагрузкой. Это работа превращается в работу 24/7. Общение круглосуточное, эл. почта, Гугл/Яндекс диск, облако, вот сап и т.п. Возникает проблема компенсации временных и физических и умственных затрат. Как это будет оплачиваться. Как это будет учитываться в нагрузке? Об этом уже писал здесь.

Деловое предложение:

  1. Нужно провести анализ лучших практик в вузе и за его пределами в отношении цифровизации преподавательской практики. Сам занимался этим еще в 2014 году, когда создавал сайты кафедр и свой собственный, этот сайт.
  2. Искать механизмы стимулирования активности ППС в социальных сетях. Нужны посты преподавателей, нужны авторитетные рассуждения, нужно определить лидеров мнений, неформальных лидеров мнений.

Тематика, контент дб продумана, отражать основные идеи читаемых дисциплин. Тематика может касаться практических занятий, основных проектов и идей, и других тем, отражающих реальные смыслы. Многие преподаватели ведут общение по своим дисциплинам в ВК. Это надо поддерживать.

Тут, потребуется отдельный разговор, обсуждение!

Главное – попытка переломить авторитет Сети.

  1. Нужно создать пул драйверов среди преподавателей факультета, способных к онлайн коммуникациям. Это не только разговор в соц сетях.

Это предполагает создание своих личных страниц, профилей, лучше сайтов/блогов в Сети (с указанием их на сайте).

Как это сделать?

В своем блоге пытаюсь вести беседы и размещать статьи и учебники. Это очень непростая история и работа.

Но, это надо делать не на сторонних платформах, а на сайте университета, на сервере университета. Это интеллектуальная работа, это нематериальный актив и собственность вуза, его и наш.

ППС PR одновременно увеличивают представительство вуза в Сети и позитивно оценивается рейтинговыми системами, например, Вебометрикс. Есть уже несколько вузов, которые имеют положительную практику, проводят конкурсы среди преподавателей, стимулируя подобную практику взаимодействия со студентами: ИТМО, Бауманка, ВШЭ, другие.

Как она эта работа будет поощряться, как отражаться в нагрузке, это вопросы. Но это возможно стимулировать.

Возможно, что нужен специальный проект, грант: «Цифровой преподаватель РГСУ (ФКМ)». Начинать надо со всех сторон, самый близкий путь к студенту – соц. сети!

Эта запись, приглашение к разговору к не равнодушным преподавателям разных факультетов. Возможно, что можно провести круглый стол с наиболее яркими преподавателями разных (желательно всех) факультетов.

06.12.2021. С ув. профессор маркетинга и рекламы Д. Шевченко.

http://shevchenkoda.ru/

 

Поделиться публикацией в социальных сетях

Добавить комментарий