Ситуация на рынке труда выпускников московских вузов
Проблема трудоустройства – это проблема успешной жизни и карьеры человека. В этом смысле её можно отнести к тем самым “проклятым” философским вопросам.
На эту тему рассуждает директор Центра маркетинга и информационного менеджмента РГГУ, кандидат философских наук, доцент Д.А. Шевченко.
Вопрос занятости и трудоустройства молодых специалистов обостряется отсутствием информационных баз данных по рынку труда и профессий. Информация о рынке труда должна содержать подробные данные о профессиональной структуре изменения ее содержания и динамики. В западных странах существуют подобные базы данных, которые отражают основные параметры деловых и личностных качеств работников определенной профессии. Многие колледжи и университеты имеют долгосрочные договоры целевой подготовки специалистов. Практика контрактных отношений между университетами и работодателями помогает эффективно решать постоянно возникающие противоречия между рынком труда и рынком образования.
Какова же ситуация с трудоустройством у выпускников московских вузов сегодня?
Центр маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гуманитарного университета совместно с научно-аналитическим центром социальных проблем муниципального управления Академии труда и социальных отношений участвует в проведении мониторинга динамики трудоустройства выпускников московских вузов. Вот как выглядит общая картина с трудоустройством выпускников за последние годы.
Нетрудоустроенные выпускники московских вузов
|
|
Резкое повышение количества нетрудоустроенных выпускников в 1999 году на этой диаграмме отражает последствия августовского кризиса 1998 года.
В целом же ситуация на рынке труда в настоящее время не такая уж пессимистична, как ее иногда пытаются представить в средствах массовой информации. У большинства выпускников ведущих вузов Москвы решены проблемы дальнейшего повышения профессионального образования и трудоустройства. Практически на последних курсах выпускники уже или работают, или имеют предложения в отношении своей профессиональной занятости. 80 % выпускников самостоятельно изучают рынок труда и за счёт собственной активности успешно решают вопрос трудоустройства. Это хорошо иллюстрирует следующая диаграмма.
Способы поиска работы выпускниками вузов
|
|
|
|
Можно с уверенностью констатировать, что свойственная предыдущим поколениям иждивенчество и неумение самостоятельно решать собственные проблемы преодолеваются нынешней молодёжью.
Есть другая сторона проблемы занятости, которой озабочены в первую очередь Министерство образования РФ. Это перепроизводство специалистов по ряду профессий за счёт государственного бюджета. Я имею в виду специальности по экономическому, юридическому профилю, управлению и менеджменту.
Количество выпускников в 1996 и 2001 годах
Специалистов по экономике, юриспруденции стало в сотни раз больше, чем это требуется. И проблема здесь не в индивидуальном выборе людьми специальности, а в оправданности тех финансовых затрат, которые государство несет, инвестируя эти образовательные программы. Проблема заключается в неэффективности использования трудового квалифицированного и интеллектуального потенциала общества.
Недавно Президент дал распоряжение Минобразования РФ до 1 октября провести полномасштабный мониторинг соотношения потребностей рынка труда и образования. Задача на засыпку. Дело в том, что у нас практически полностью отсутствует единая база данных по этим позициям.
По некоторым оценкам Минэкономики РФ расширяется спрос на сферу обслуживания до 60%. Сюда входит торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание. На эти две последние отрасли придётся 45% всего прироста. Около 13% дополнительных рабочих мест обеспечит здравоохранение и образование. Спрос будет расти на работников кредитно-финансовой сферы.
Если учитывать прогноз роста промышленного производства на 5% в 2002-2003 гг., то можно предположить расширение числа рабочих мест. Но это расширение будет происходить в первую очередь в отношении специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих.
Действительно нужна даже не реформа или модернизация образования, а скорее адресное, рациональное построение системы обучения и подготовки в стенах университетов.
Эта идея стала одной из составляющих общей концепции развития Российского государственного гуманитарного университета. Здесь на первых курсах идёт социокультурная подготовка студентов, которая позволяет раскрыть творческий потенциал каждой личности и её индивидуальность. Это сопровождается последующим увеличением объёма профессиональной и специальной подготовки.
Служба содействия трудоустройству выпускников РГГУ, разветвлённая система организация студенческой практики нацелены на как можно более раннее вовлечение студентов в профессиональную трудовую деятельность. Мы видим в перспективе положение, при котором РГГУ гарантировало бы выпускникам трудоустройство с минимальной ставкой, значительно опережающей оплату труда квалифицированного рабочего, а это 300-700 долларов в месяц.
Мы продолжаем развивать взаимодействие между университетом и государственными, коммерческими структурами в отношении вопросов занятости студентов и выпускников. Это взаимодействие может стать рациональным, если интересы сторон совпадают.
Хорошо себя зарекомендовало участие руководителей учреждений и организаций в сопровождении дипломных работ студентов. Дают свои плоды совместные встречи, консультации по проблемам паспортизации профессий, выработки параметров деловых и личностных качеств специалистов. Полезную информацию мы получаем по результатам маркетинговых исследований молодёжного рынка труда. Решающее значение приобретает целенаправленный образовательный менеджмент.
Проблемы с трудоустройством выпускников, можно сказать, будут вечными. Здесь необходима не только обдуманная политическая воля государства, но и активный поиск механизмов взаимодействия вуза с рынком труда.
Директор Центра маркетинга
и информационного менеджмента РГГУ,
доцент Шевченко Д.А.