Система моды. Барт Р

1 ноября 2004 года

 

Барт Р. Система моды. – М., 2003. – 512 с.

 

Мода, пища, бытовые вещи, сенсационная хроника происшествий – семиотические системы – это системы эйфорические, эвфемические (Барт), т.е. доставляющие своим пользователям приятные переживания, нередко путем замалчивания неприятных сторон реальности.

У них двойственная природа: они для чего-то служат и что-то значат. У вещи всегда есть смысл, который не покрывается ее применением (с. 418).

Главный фактор эйфоричности – сам код, на котором строится система: благодаря ему человек чувствует упорядоченность. Человек любит знаки и любит, чтобы они были ленными (с. 390).

Дорожный знак – «абсолютное откровенное сообщение» он не маскируется под простую функциональную вещь (с. 425).

Откровенной знаковой системой является реклама, где «вторичное означаемое (рекламируемый товар) всегда выставлено напоказ (с. 414)

Реклама чрезвычайно «честная», «откровенная». При всей своей корыстной заинтересованности, она призывает к «сотворчеству», где она переживает как цитат (с. 455).

Мода для Р.Барта – это богатый семиотический объект – мистифицированная система отношений между одеждой и жизнью, между образом, знаком и делом.

Барт и соединял и разделял сообщение  и знак. Сообщение – коммуникативная цель: источник – канал – получатель. И здесь еще знака нет. Значить и сообщать – разные вещи (с. 417). Чтобы имел место знак, требуется дискретность – разбивка семиотического материала на отдельные единицы посредством определенного кода.

Реклама создает привлекательные образы вещей, не описывает только их значение.

Функциональные вещи всегда наделены смыслом. Сущность моды как корпуса значений (с. 315) означивать и переозначивать одежду и мир, приписывать им новые соотношения.

Мода – словарь значений все новых и новых.

Текст в словаре – пространство текучего смысла – предшественник компьютерного «интертекста».

Конфликт между людьми из-за словесных недоразумений должен пониматься как «ответственность форм» (с. 503)

Область культуры у Барта делится границей на две части – дискретную и континуальную, собственно знаковую и образную.

Поделиться публикацией в социальных сетях

Добавить комментарий