Рынок труда зависит от развития института собственности. Статья 2002 г.

 

Рынок труда зависит от развития института собственности

 

Ситуация на рынке труда в настоящее время определенно напоминает период развития капитализма в США и Западной Европе. Его структура в последние годы отражает главное, что характеризует капиталистические отношения – это отношения частной собственности. Инфраструктура рабочих мест программируется увеличением объема имущественных отношений, опосредованных правом пользования, владения и распоряжения собственностью. Это же относится к увеличению роли так называемой неосязаемой собственности. Специалисты именуют ее интеллектуальной – это права, относящиеся к литературно-художественным, научным произведениям, изобретениям, открытиям и др. В ее состав входят также объекты интеллектуальной собственности и авторские права.

В социологическом смысле этот новый стремительно развивающийся институт собственности объективно выступает мощным фактором формирования существующей и последующей структуры спроса на рынке труда и образования.

В Большом экономическом словаре под ред. А.Н.Азрилияна, изданным Институтом новой экономики в 2002 году, дается характеристика собственности гражданина (пока характеристик частной собственности в наших словарях нет). Надо внимательно прочитать эту трактовку, чтобы понять, что мы имеем дело с новой ситуацией в развитии отношений собственности.

Вот как там определяется собственность гражданина: «…имущество гражданина, которая создается и приумножается за счет его доходов от участия в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства, от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретение имущества по наследству и иным основаниям, не противоречащим закону».

Этот новый тип отношений собственности, на наш взгляд, оказывает определяющее воздействие на всю структуру спроса со стороны рынка труда.

Вот почему спрос на специалистов в области финансов, юриспруденции, маркетинга, IT-технологий, делопроизводства и др. остается преимущественно высоким на протяжении вот уже 5 лет. Уверен, что именно это обстоятельство и выражает своеобразную гармонию рынка труда и рынка образования. Государство же заинтересовано в более широком наборе и специалистов. Оно не может удовлетвориться лишь рамками развития частной собственности.

Но ситуация на нынешнем этапе формирования рыночной экономики требует и в ближайшие десятилетия будет требовать подготовки специалистов, обслуживающих развитие и укрепление отношений именно гражданской (читай частной) собственности.

В качестве иллюстрации приведем статистику на сайте rabota.ru, которая дает возможность увидеть эту характерную тенденцию спроса на специалистов.

 

График показывает, что спрос на IT-специалистов превышает спрос на все другие специальности, и от месяца к месяцу наблюдается его постоянный рост, он составляет 69 %.

Высокий спрос на специалистов в области финансов и маркетинга. Спрос на финансистов увеличивается постоянно. Соответственно на секретарей и делопроизводителей – 61,8 %, на маркетинг – 60,5 %. На рекламистов и пиарщиков в начале года наблюдалось некоторое повышение спроса, он сохраняется на практически стабильном уровне с небольшими изменениями. В целом – 50,5 %. На менеджеров по персоналу, кадровиков – рост – 45,8 %, на юристов – в целом – 43,1 %, компьютерный дизайн и верстку – 52 %, на издательскую и редакционную деятельность – 47 %. Рост спроса по всем направлениям в среднем составляет 58,5 %.

Новая тенденция наблюдается в росте спроса на работников в области образования и культуры – 61 % и это только в г.Москва.

Современный российский рынок занятости жестко контролируется со стороны работодателя. Это хорошо видно при анализе спроса населения на получение образования. Можно с уверенностью утверждать, что выбор профессии в вузах задается рынком работодателя. Лишь немногие материально обеспеченные семьи могут позволить себе образование по вкусу.

Размер заработной платы является едва ли не единственным показателем ценности той или иной профессии.

Ниже на графике можно увидеть, кто же сегодня ценится дороже.

 

Юристы, маркетологи и финансисты (читай экономисты) являются лидерами в оценке работодателей. Замыкает список тройка аутсайдеров: образование и культура, секретариат и делопроизводство.

Проведенный анализ представляет собой всего лишь фрагмент сложной структуры формирующегося рынка труда. Для нас важно обратить внимание именно на отчетливую зависимость рынка рабочих мест от современного развития (как по горизонтали, так и по вертикали) института собственности. Структура спроса населения на профессиональное образование также находится под его гипнотическим воздействием.

Директор Центра маркетинга

и информационного менеджмента РГГУ,

руководитель образовательной программы

«Социология маркетинга»,

координатор программ Гильдии маркетологов,

к.ф.н., доцент Шевченко Д.А.

Добавить комментарий