РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: НООСФЕРА НА МИУССКОЙ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ:

НООСФЕРА НА МИУССКОЙ

В новом веке потребуются специалисты нового типа – это не банальность, а требование времени. Соответственно, и система подготовки их не может тянуться из прошлого века, а должна быть адаптирована к новым требованиям. Кто-то считает, что система образования должна быть реформирована коренным образом и в кратчайшее время. Но есть и другой путь – эволюционный, с сохранением всего лучшего, что накопила высшая школа не за одно столетие. Такая концепция реализуется в Российском государственном гуманитарном университете.

Наш корреспондент Ю.Слюсарев встретился в РГГУ c консультантом ректора по маркетингу, кандидатом философских наук, доцентом Дмитрием ШЕВЧЕНКО.

– Известно, что в университете реализуется принципиально новая модель гуманитарного образования. Не могли бы вы раскрыть смысл и содержание этой модели?

– Прежде всего, следует отметить, что РГГУ – авторский университет. Это может вызвать некоторое непонимание: что значит авторский, ведь это же государственный университет? Но время нынче таково, что если нет идей и основополагающих принципов построения системы образования и организации вуза, то не будет и самого университета. Идеи же всегда имеют своего автора. И этот автор – наш ректор, академик Ю.Н.Афанасьев.

Университет как некое помещение, где за столами сидят юноши и девушки и слушают, как читают свои монологи профессора и доценты, после этого выполняют домашние задания – все это повторяет в значительной мере среднюю школу. Сейчас для такого университета не остается шансов стать современным вузом. Современная ситуация породила рынок образования, на котором оперируют как государственные, так и коммерческие вузы. Происходит активное их взаимовлияние друг на друга, что сказывается на становлении новой системы образования. На этом рынке как бы встретились две модели образования – традиционная и рыночная. Но если бы какой-нибудь университет, например наш, кинулся догонять коммерческие вузы, которые опережают государственные вузы с точки зрения гибкости реагирования на требования рынка, он потерял бы свой облик, свои академические черты.

Для нас важно найти оптимальное сочетание массового и академического характера построения образовательной модели.

– Вы достаточно хорошо известны в нашей стране, а что вы скажете о международном сотрудничестве?

– Мы имеем контакты более чем со 100 странами. Сотрудничаем с ЮНЕСКО, ЮНИДО, университетом Сорбонны, университетами городов Женевы, Рима, Квебека, Токио.  У нас открыты российско-шведский, российско-итальянский, российско-канадский, российско-американский и другие учебно-научные центры. В рамках совместной образовательной программы в Центре исторической антропологии им. Марка Блока студенты имеют возможность получить дипломы университета Сорбонны. Наши студенты стажируются в зарубежных университетах, и у нас обучается много иностранцев.  Для них организован центр русского языка.

– Вернемся к вашей модели образования.

– Новая модель образования это не только организация универсальной образовательной среды, куда помещается человек, но и специальная система технологий передачи и усвоения знаний. Это постоянный новаторский поиск формирования устойчивой образовательной среды. Одно из необычных решений – отмена сессии.

– ?!

– Да-да, не удивляйтесь, в РГГУ нет традиционных сессий. Время, когда «от сессии до сессии студенты жили весело», прошло. У нас где-то полтора года назад студенты даже бастовали, требуя вернуть им сессию. Выходит, наш ректор более продвинутый, чем они.

Отменить сессию – очень серьезный шаг. Студентам теперь приходится работать в течение всего семестра, что не всем нравится. Более высокие требования предъявляются и к преподавателям. Как вести внутрисеместровый контроль? Для этого надо разрабатывать индивидуальный план для каждого студента, ввести систему баллов, разрабатывать соответствующие методические материалы.

– Современные образовательные модели не могут развиваться без создания информационной среды.

– Особое место среди основных составляющих фундамент современного университета – сеть Интернет. Ею пронизан весь университет, все институты и факультеты, которые расположены у нас, включая учебные здания, находящиеся, как мы теперь говорим, в удаленном доступе. К базам сети Интернет могут подключиться студенты – как москвичи, так и живущие в общежитиях. Есть у нас специальная электронная библиотека – Медиатека, да и  в обычной библиотеке есть бесплатные места с доступом к Интернету.

По всем учебно-методическим материалам мы имеем электронную базу данных, с которой можно ознакомиться на нашем сайте. Университет имеет уникальные учебно-компьютерные аудитории, которые представляют собой единый центр информационно-технических средств обучения. Один из наших институтов так и называется Институт новых образовательных технологий.

– А как относятся студенты к вашей модели образования?

– Наши студенты не губка, впитывающая то, что им дают, они самостоятельно ищут путь добывания нового знания, полезные источники информации. Они более прагматичны и требовательны, причем настолько изощрены в своих требованиях, что буквально вытягивают все соки из  преподавателя. Иногда после семинара или лекции чувствуешь себя таким усталым, как будто из тебя все выкачали. Студенты сейчас заставляют преподавателей самих постоянно учиться.

– Мы знаем, что у вас традиционно большой конкурс при поступлении. Иногда он достигает 18-19 человек на место ежегодно!

– Да, это так. В среднем 6-7 человек на место. Популярность нашего университета растет из года в год. Почему наш университет привлекает молодежь? Я думаю не только потому, что есть такие образовательные программы как искусствоведение, философия, социология, прикладная информатика, искусственный интеллект, лингвистика, менеджмент, дизайн, музеология, документоведение. Есть еще и атмосфера, как говорят, «тусовки»: студенческий театр, хор, КВН, спорт, постоянно проходят выставки художников, дизайнеров. Особенное место – Интернет-кафе, которым руководят сами студенты. Здесь поют караоке, выступают рок-группы, организуются дискотеки. Молодежь не уходит отсюда до позднего вечера.

Иными словами РГГУ – это место, куда приходят не только на лекции и семинары. Студенты здесь живут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подверстка:

 

Историко-архивный институт

 

Институт лингвистики

 

Институт экономики, управления и права

 

Институт психологии им. Л.С. Выготского

 

Институт Массмедиа

-факультет журналистики

 

Факультет истории искусства

 

Философский факультет

– отделение социологии

 

Историко-филологический факультет

 

Институт информационных наук и информационной безопасности

 

Российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блоха

 

Российско-шведский учебно-научный центр

 

Учебно-научный центр социальной антропологии

 

Учебно-научный центр изучения религий

 

Российско-американский центр библеистики и иудаики

 

Учебно-научный центр «Москва – Квебек»

 

Управление платных образовательных услуг

Тел. 250 6625

 

Второе высшее образование

Тел. 250 6308

 

Управление докторантурой и аспирантурой

Тел. 250 6379

 

Колледж иностранных языков (курсы)

Тел. 973 4105, 250 6485

Факс 973 4105

E-mail: college@rsuh.ru

 

Центр довузовского образования

Лицейские классы

Тел. 923 5661

Подготовительные курсы

Тел. 921 9476, 923 9364, 923 5661

 

Главное здание РГГУ

Москва, Миусская пл., д. 6,

ул. Чаянова, д. 15

Ст. м. «Новослободская»

E-mail: rsuh@rsuh.ru

 

Справочная

Тел.: (095) 250-6336, 250-6965 (круглосуточно), 973-4016, 973 – 4017

 

Смотри подробно наш сайт www.rsuh.ru

 

 

Добавить комментарий