Развитие платных образовательных услуг

Статья “Развитие платных образовательных услуг”

д.э.н., проф., зав. каф. маркетинга и рекламы РГГУ, почетного члена Гильдии маркетологов 18.10.12 г. Для журнала Справочник руководителя.

 

  1. Планирование приносящей доход деятельности ОУ.

 

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (Закон № 83-ФЗ) направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения либо снижения темпов роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы на их предоставление.

А также нацелен создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования.

Внебюджетная деятельность образовательного учреждения, называемая ранее “предпринимательская и иная приносящая доход деятельность”, согласно Закону № 83-ФЗ теперь называется “приносящая доход деятельность”.  Для этого внесены соответствующие изменения в ст. 47 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон РФ “Об образовании”). Отныне соотнесения внебюджетной деятельности с предпринимательской исключается.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ “Об образовании” государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами

Платные услуги могут быть реализованы образовательными учреждениями населению, предприятиям, учреждениям и организациям “постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям” (подп. “б” п. 11 ст. 3 Закона № 83-ФЗ). Образовательное учреждение не может осуществлять деятельность, противоречащую своему уставу.

Для автономного учреждения (подп. 2 п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ), и для бюджетного учреждения (подп. 3 п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ) приносящая доход деятельность должна быть указана в его учредительных документах.

Платные услуги образовательных учреждений являются частью их хозяйственной деятельности и регулируются: Налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) с учетом изменений, вносимых Законом № 83-ФЗ; уставом учреждения; нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых это учреждение функционирует.

Виды платных услуг регламентируются. В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ “Об образовании” к ним относят:

обучение по дополнительным образовательным программам,

преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,

репетиторство,

занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др.

Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то согласно письму Министерства образования РФ от 25.12.2002 № 31-52-122/31-15 “О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования” она не подлежит лицензированию. Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277.

При заключении договоров на оказание платных образовательных услуг необходимо учесть требования письма Минобразования России от 19.01.2000 № 14-51-59ин/04 “О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг”.

Для федеральных учреждений расчет сумм за оказание платных услуг осуществляется согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 01.04.2010 № 124 в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 22.10.2009 № 105н “Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений”.[1]

 

 

2. Определение потенциальных потребителей дополнительных платных образовательных услуг, расчет их стоимости.

Определение потенциальных потребителей осуществляется методами маркетингового анализа рынка. В маркетинге под рынком понимаются потенциальные потребители, имеющие своей целью удовлетворить свои потребности в получении конкретных образовательных услуг посредством обмена. Под обменом понимается заключение соответствующих договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования.

(Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. См. на сайте Минобразования России http://zakon.edu.ru/attach/8/436.doc).

 

Потенциальные потребители определяются средствами сегментирования. Сегментирование – разделение рынка на отдельные группы покупателей, обладающие сходными характеристиками или уровнем потребностей.[2]

Сегментирование осуществляется по разоличным критериям. В первую очередь, по социально-демографическим: местоположение, пол, возраст, доход, общественный класс, уровень образования, т. е. на основании сведений, которые либо не изменяются во все у людей, либо изменяются, но в течение длительного периода времени.

Сегментирование производится также по психографическому признаку: покупателей подразделяют на группы по принадлежности к общественному классу (низший, высший), по стилю жизни (жизнелюбы, эстеты), по типу личности (увлекающаяся натура, честолюбивая натура). Психографическая информация собирается с помощью индивидуальных интервью, анкетных опросов и др.

Сегментация на основе поведенческого признака: деление групп потребителей на основе различий в их поведении. Например, пользователи образовательных услуг – не пользователи, регулярные пользователи – случайные потребители. Сегменты рынка, в этих случаях, определяются исходя из поступков потребителей.

На основании сегментирования рынка специалисты по маркетингу разрабатывают соответствующие запросам и ценностям сегментам рынка (потенциальным потребителям – абитуриентам) образовательные программы (в т.ч. программы переподготовки на 1000, 500 часов, курсы на 120, 72, 36 часов).

В расчет принимаются также полезность предполагаемого образования (ощущаемую ценность), которую конкретные потребители ищут в образовательных услугах.

После разработки образовательной услуги для конкретных сегментов рынка специалисты отдела маркетинга и рекламы планируют и проводят мероприятия по продвижению этих образовательных услуг.

Главная цель маркетинговых усилий заключается в информировании, разъяснении преимуществ и выгод определенных образовательных услуг соответствующим потенциальным потребителям – абитуриентам.

Стоимость образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях рассчитывается традиционно по нормативам, предусмотренных бюджетными сметами.

Ценообразование  в сфере образовательных услуг и продуктов должно базироваться на накопленном опыте установления цены на товары и услуги. В настоящее время государственными вузами в той или иной степени используются все основные методы ценообразования: затратные; ориентированные на потребителя; ориентированные на конкурентов; ориентированные на полезность продукта.

Наиболее простыми методами ценообразования на образовательную услугу являются затратные, которые базируются на расчете себестоимости образовательной услуги, увеличенной на запланированную норму прибыли. Привлекательность этого метода ценообразования обусловлена целым рядом причин.

Для региональных рынков образовательных услуг характерны нестабильность, отсутствие жесткого позиционирования отдельных хозяйствующих субъектов, несущественные входные барьеры. В рамках такого рынка наиболее надежными ориентирами для вузов при формировании цен на образовательную услугу являются фактические затраты.

Затратное ценообразование опирается на реально доступные данные. Всю информацию, необходимую для установления цен, можно получить внутри вуза на основе бухгалтерской отчетности. Не требуются маркетинговые исследования рынка и опрос потребителей.

Данный метод ценообразования выравнивает цены на образовательные услуги. Если затратное ценообразование будет общепринятым в отрасли, то в силу аналогичной структуры затрат у различных вузов последние будут выходить на рынок образовательных услуг с примерно равными ценами без заключения специальных соглашений.  Однако затратный метод имеет целый ряд недостатков.[3]

Многие вузы в настоящие время не располагают специалистами, которые достаточно профессионально владеют рыночными методами ценообразования. Принципиально иной подход по сравнению с затратным способом ценообразования лежит в основе метода «ощущаемой ценности». Основной доминантой определения цены в этом случае является оценка интегральной полезности услуги, причем эта оценка производится потенциальным потребителем. Ключевым фактором установления цены является восприятие потребителем ценности услуги, а не издержек. Установление цены в этой ситуации начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью образовательного продукта.

В условиях недостаточной компетенции потребителей зачастую достаточно ярко проявляется эффект «оценки качества через цену», т.е. потребитель свое суждение о заключении или незаключении договорных отношений с вузом формирует на основе уровня цены на образовательную услугу. Чрезвычайно важным в подобной ситуации является имидж высшего учебного заведения, его престижность в регионе.

Методы, ориентированные на конкурентов, опираются на анализ цен других вузов по аналогичным или родственным образовательным программам. В этом случае вуз ориентирует свои цены не на затраты и спрос, а на текущие цены конкурентов на рынке образовательных услуг. Возможность применения этой группы методов зависит от степени дифференциации образовательных продуктов, чувствительности потребителей к цене, рыночной доли, принадлежащей данному субъекту. Конкурентные методы привлекают многие вузы, в том числе и своей простотой – нет необходимости содержать в штате опытных специалистов для профессиональной оценки затрат или предполагаемого спроса.

В зависимости от конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг вуз может выбирать различные методы этой группы:

  • ориентация на средние рыночные цены;
  • ориентация на ценового лидера;
  • ценовой картель (речь идет о соглашении конкурирующих продуцентов образовательных услуг об установлении единых цен).

Безусловно, образовательные учреждения по-разному формируют свои рыночные стратегии в области ценообразования. В настоящее время они используют все рассмотренные выше методы – затратные, ориентированные на спрос, конкурентные, в зависимости от известности, престижности, ощущаемой ценности, профильности вуза и ряда других факторов. Безусловно, эффективно синтезировать цену на основе комплексного сочетания методов.

Концептуально схема ценообразования в этом случае может выглядеть следующим образом: на основе анализа спроса определяется базовая цена на образовательную услугу; эта цена сопоставляется с ценами конкурентов на аналогичные образовательные услуги и при необходимости корректируется.

Параллельно на основе принятого норматива рентабельности определяется цена затратным методом. «Затратная» цена в процессе ценообразования выступает в качестве ограничения, т.е. при фиксированной себестоимости она является нижним порогом цены образовательной услуги. Основными исходными материалами для расчета выступают:

  • учебный план образовательной программы;
  • нормы времени для расчета объема учебной работы профессорско-преподавательского состава (ППС) – количества академических часов, отводимых на индивидуальные консультации, рецензирование контрольных и курсовых работ и др.;
  • ставки почасовой оплаты труда ППС.

Заметим также, что нижний порог цены, определяемый затратным методом, также может быть уменьшен путем изменения исходной базы затратного ценообразования (численности групп, нормативов оплаты труда и др.)

Следующий этап обеспечивает  гибкость и адаптивность ценовой политики государственного вуза. В частности, на этом этапе формируется система скидок и наценок.

На практике применяются различные виды скидок, в частности:

  • при оплате за весь срок обучения или несколько курсов;
  • при заключении договоров с крупным корпоративным клиентом;
  • при обучении сотрудников вуза и членов их семей;
  • при обучении студентов и слушателей из малообеспеченных семей;
  • при обучении студентов и слушателей, имеющих серьезные достижения в учебе, научной работе и некоторых других сферах деятельности.

Наценки применяются чаще всего при реализации индивидуальных планов и графиков учебной работы, при целевой специализированной подготовке по заказам корпоративных клиентов, при реализации программ дополнительной подготовки по ряду дисциплин (например, информатика, иностранный язык, педагогика и др.) На этом же этапе формируется механизм компенсации потерь от инфляции. Данный алгоритм может быть использован как государственными, так и негосударственными вузами, а также другими хозяйствующими субъектами, реализующими свои образовательные услуги.

Среди методов по достижению целей самым доступным является метод начисления наценки на среднюю себестоимость услуг. Этим методом пользуются все вузы. Его легко рассчитать как модель “затраты плюс прибыль”. Особенно им часто пользуются экономисты, так как просто посчитать свои расходы и сделать наценку. Его можно считать универсальным, если нет серьезной ценовой конкуренции, и если есть уверенность, что покупатели заплатят именно эту сумму денег.

При этом себестоимость может включать в себя:

фактические затраты;

плановые затраты;

затраты, определяемые нормами и нормативами.

Здесь могут быть использованы несколько расчетных баз распределения затрат:

с применением штатных нормативов;

с применением стандартных баз распределения затрат;

на основе группировки затрат с подразделением их на прямые и косвенные;

с использование показателей трудоемкости учебного плана по специальности.

Этот затратный подход не учитывает воздействие факторов, формирующих спрос. Здесь предлагается учесть факторы верхнего уровня (позиция потребителя) и нижнего (производителя) цены. В число переменных входит:

период старения знаний (Т)

длительность обучения (Т+)

показатели выигрыша или потерь фирмы, направившей или получившей кадры на учебу (Y и Z)

Верхний предел цены обучения имеет вид:
Цв=Ух(Т-Т+)-ZТt

Нижний предел
Цн=(1+К)х(Аm/n+В1/n+F/n)хТ+

Где К – минимально допустимый уровень рентабельности,
А, В – средние ставки з/п в расчете на типовую структуру ППС
m, n – численность преподавательского и вспомогательного состава
F – уровень условно-постоянных затрат

Для того, чтобы обучение для потребителей имело смысл, надо выполнить условие:
Цв=(У*(Т-Тt)-ZT+)х(1-К)

Для нижнего можно упростить формулу до вида:
Цн=(1+К)х(Аm+Вn+F)хТ+

Надо помнить, что в целях уточнения верхнего предела цены в ее формулу, должна быть введена поправка, учитывающая соотношение фундаментальных и специальных знаний в системе высшей и послевузовской подготовки (Есипов В.Е.)

На практике широко используется метод установления цены, привязанный к цене спроса. Менеджеры по маркетингу собирают информацию о ценах ближайших конкурентов и определяют “потолок цены” на данную услугу, т.е. сумму, которую готовы заплатить потребители. Исходя из “потолка”, устанавливается своя цена, конечно же, не ниже себестоимости.

Он близок к методу установления цены “от цен конкурента”. Суть его в том, что маркетолог, изучая рынок образовательных услуг определяет, какие вузы являются его лидерами, а какие аутсайдерами. В дальнейшем при формировании собственной цены можно ориентироваться на их текущий уровень цен. Этот метод известен как “следование за конкурентом”. Анализируя собственные возможности (расходы), менеджеры проводят сравнение своей продукции по качеству, воспринимаемой потребителями их ценности (бренд, местоположение и пр.) относительно цен конкурентов. Устанавливаемые таким образом цены могут быть выше или ниже цен других операторов рынка на аналогичные виды образовательных услуг (специальности и специализации, второе высшее, МВА, аспирантура, курсы и т.д.).

Таким образом, ценообразование в образовании должно учитывать цену потребления услуги, а именно:

цена потребителя – верхний уровень

цена производителя – нижний уровень

цена спроса

цена платежеспособности целевых потребителей

цена конкурентов

Бренд, осознание его влияния на эмоциональное, психологическое поведение (не только когнитивное) потребителей существенно меняет сложившиеся традиционные представления о ценообразовании образовательных услуг.

Приобщение к конкретной торговой марке вуза, за которым закрепилась надежная и высокая репутация, способным представить качественное профессиональное образование на длительную перспективу, становится для потребителя определяющим, когда он принимает решение расстаться со своими деньгами.

Можно решительно придерживаться взгляда, согласно которому бренд, как добавленная стоимость, в возрастающей степени будет определять конечную цену образовательной услуги вуза.

Это свидетельствует о возрастании конкуренции на рынке образования, увеличении роли маркетинговых коммуникаций вуза, позиционирования своих услуг, формирования и упрочения своего уникального бренда.

Для оценки будущего спроса можно воспользоваться некоторыми другими методами прогнозирования: оценка экспертов; тестирование рынка; оценка спроса посредниками, др.

Маркетинг глубоко и прочно проникает в сознание топ-менеджеров по образованию, становится надежным инструментом достижения главных целей вуза. Это удается сделать тогда, когда учитываются разные интересы и потребности целевых групп конечных покупателей, ценовые маневры конкурентов и учет их текущих цен,. Там, где ведется постоянные мониторинг конкурентных возможностей, используется и анализируется чувствительность к ценам различных групп потребителей, продумана и сбалансирована медиа- и пиар-кампания, там успех значительно выше.[4]

3. Проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности услуг.

Услуга – действие, приносящая пользу другому лицу, субъекту

Характеристики услуг определяет и их конкурентоспособность

КСЦ = качество – сервис ( обслуживание) – цена – синергетический результат определяет конкурентоспособность услуги!

Определяется:

1 лидирующим положением на рынке – высокий и сильный бренд

2 высоким спросом со стороны абитуриентов на рынке на образовательную программу

3 активной рекламной политикой

4 удобством времени, места, графика

5 гибкой ценовой стратегией

6. более широкими возможностями трудоустройства после окончания обучения

7 низкой себестоимости обучения в течение всего года

8 высоким сервисом , качеством предоставления услуг

9 позитивным имиджем учебного заведения в СМИ – высокий рейтинг

10 позитивными отзывыми в интернет, сетях

11 сотрудничеством и партнерством с заказчиками, государством, частным бизнесом

12 удобной доставкой – дистанционное образование

13 инновационностью образовательных программ, получением двойного международного диплома

14 информацией об удовлетворенности выпускников и студентов получаемого образования

15 яркими преподаватели, ППС с высоким имиджем и меди-рейтингом

16. поддержкой и пониманием руководства организатора дополгнительного образования

17. собственной компетентностью и предприимчивостью

18. постоянным совершенствованием знаний (повышением квалификации) и изучением опыта конкурентов

4. Учет возможных рисков.

Для того, чтобы учесть возможные риски на рынке специалистыв по маркетингу и топ-менеджмент учреждения проводит:

STEP (STEP – analysis) – это методика анализа ключевых элементов макросреды компании. Он проводится преимущественно на корпоративном уровне и рассматривает четыре направления социальное (social), технологическое (technology), экономическое (economy) и политическое (politics).

SWOT (SWOT–analysis) – метод определения сильных (strengths) и слабых (weaknesses) сторон позиции компании, а также возможностей (opportunities) и угроз (threats) для нее со стороны внешней среды. На практике SWOT–анализ часто составляется для отдельного рынка и для каждого ведущего конкурента. Этот анализ дает ответы на два основных вопроса: 1.где находится организация в данный момент и 2. в каком направлении она должна развиваться в дальнейшем.[5]

После анализа угроз внешней и внутренней среды. Проводится анализ микросреды вуза, где решающим фактором является профессионально подготовленный профессорско-преподавательский состав и знание сил и слабостей когкцурентов.

По источникам возникновения угрозы подразделяются:

– относящимися к собственно хозяйственными проблемами;

– связанные с действием человеческого фактора

По причине возникновения:

– неопределенность будущего

– непредсказуемость поведения ППС, сотрудников

– недостаток информации, отсутствие полной информации для принятия эффективного управленческого решения.

5. Организация рекламы.

 

В соответствие с ФЗ 2006 г. «О рекламе», ст.3 реклама (advertising) – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Задача рекламы вызвать ассоциации, которые бы усиливали память, соединяя новые факты с прежними представлениями. Некоторые рекламные обращения содержат семантическую цепочку: «проблема – волшебное средство – решение проблемы». Копирайтеры стремятся связать решение проблем с положительными эмоциями, подчеркивая преимущества, которые абитуриенты могут получить приобретая образовательные услуги конкретного образовательного учреждения.

Рекламодатель, размещающий большие объемы рекламы в каком-либо средстве рекламы или являющийся крупнейшим рекламодателем отрасли (страны).

Рекламопроизводитель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ФЗ 2006 г. «О рекламе», ст.3).

Рекламораспространитель -юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в т.ч. технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами (ФЗ 2006 г. «О рекламе», ст.3).

Рекламная кампания представляет собой комплекс рекламных мероприятий, проводимых рекламодателем или обслуживающим его агентством в одном или в нескольких средствах распространения рекламы в течение определенного промежутка времени.

Рекламная аудитория – общее число лиц, которые могут воспринять рекламное сообщение, распространяемое с помощью средств массовой коммуникации — как каждым из этих средств в отдельности, так и в комбинации.

Существуют различные способы  и средства рекламы. Наиболее дорогими среди них это телевидение. Затем радио.

Более доступный вид рекламы – наружная реклама. Это такой вид рекламы, к которой относятся: изображения, конструкции, располагаемые в местах скопления публики, вдоль автомобильных дорог, железнодорожных линий, на крышах и наружных стенах домов. Цель этого вида рекламы – донести рекламное сообщение до всего рынка данного места передвижения потребителей.

Наиболее доступный и эффективный вид рекламы – это печатная реклама. К ней относятся: информация в справочниках, на сайте учреждения, брошюры и проспекты, информирующие о товарах, услугах, финансовых инструментах.

Особое место занимает реклама в Интернет, мобильная реклама, куда относится реклама на сайтах, баннерная реклама, контекстная, социальных сетях.

 

6. Составление и утверждение бизнес-плана ОУ

Практически невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий на рынке образовательных услуг. В этой ситуации бизнес-план позволяет решить ряд насущных задач и стать основной рекламного бюджета.

Бизнес-план включает разработку цели и задач, которые ставятся перед учреждением на перспективу, оценку текущего состояния оказываемых образовательных услуг, анализ рынка и информацию о потенциальных потребителях.

В плане даётся оценка финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции аналогичных услуг.

Рассмотрим структуру бизнес-плана образовательного учреждения в данной области предпринимательской деятельности.

I. Титульный лист

1. Название и адрес образовательного учреждения.

2. Суть предполагаемой разработки образовательной программы или рекламной кампании: их цели и эффективность.

II. Описание предлагаемых услуг или рекламной кампании по продвижению

1. Характеристика предлагаемых услуг, рекламной кампании и их предназначение. Количество часов. Определение статуса выдаваемого документа.

2. Основные характеристики потенциальных потребителей услуг (сегментирование)

3. Список основных конкурентов.

4. Стратегия и ассортимент предлагаемых аналогичных услуг конкурентами (основные их качественные характеристики).

5. Ценовая стратегия и тактика конкурентов.

6. Описание выгод, и преимуществ, получаемых абитуриентами от образовательных программ.

7. Прогнозируемая оценка преимуществ и конкурентоспособность образовательных программ (услуг) на рынке.

8. Оценка и характеристика предполагаемого спроса на образовательные услуги.

9.Определение предварительной цены и скидок на услуги.

III. План маркетинга и рекламы.

1. Предлагаемая система реализации маркетинговых и рекламных услуг.

2. Описание целевой рекламной аудитории.

3. Структура цены.

4. Возможные дополнительные льготы потребителям услуг.

IV. Производство и реализация образовательной программы

1. Место реализации.

2. Оценка месторасположения учреждения: близость к потребителям услуг, транспортная (пешеходная) доступность и т.д.

3. Анализ возможностей или нецелесообразности кооперации с другим образовательным учреждением (организацией).

4. Методы и стандарты контроля качества образовательных услуг.

5. Возможности использования современных инновационных технологий и их описание.

6. Предполагаемые издержки при “производстве услуг” и их возможная динамика.

V. Организационный план

1. Организационная схема управления.

2. Перечень имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномочия, достоинства и недостатки).

3. Форма привлечения ППС и представителей реально профильного бизнеса к участию в оказании образовательных услуг (постоянная работа в лицее, совместительство и пр.).

4. Предполагаемый уровень и формы оплаты труда

5. Формы сотрудничества (принципы найма: трудовые договора, гражданско-правовые договора, испытательный срок и пр.).

VI. Оценка возможных рисков

Перечень возможных рисков:

а) отношение местных властей (возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих организацию платных образовательных услуг);

б) наличие аналогичных услуг у конкурентов;

в) изменчивость спроса на услуги;

г) платёжеспособность потенциальных потребителей;

д) трудности с набором квалифицированных преподавателей и специалистов реального сектора отрасли др.

VII. Финансовый план реализации образовательной программы

1. Объём первоначальных затрат, необходимых для организации платных дополнительных образовательных услуг.

2. Источники финансирования и пополнения денежных средств

3. Условия привлечения денежных средств и порядок оплаты.

4. Налоговые последствия предоставления образовательных услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы).[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] См. Лапушинская Г.К.   http://www.resobr.ru/materials/33/5431/

[2] Шевченко Д.А. Реклама, маркетинг, PR учебно-справочное пособие М., МГОУ, 2009 г. с. 200

[4] См. подробно об этом Шевченко Д.А. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе (На опыте ценообразования отдела маркетинга и рекламы РГГУ) http://www.marketologi.ru/lib/shev/strateg.html

 

[5] Шевченко Д.А. Реклама, маркетинг, PR с. 15

[6] См. Михаил Левицкий   http://pr-obr.narod.ru/articles/biznes-plan-1.html# 

 

Добавить комментарий