Происхождение идей. Р. Коллинз. конспект

10 ноября 2002 года

 

Рэндалл Коллинз

Пенсильванский университет

Социология философий

Изд-во Сибирский хронограф, 2002 – 1281 с.

 

Предисловие к русскому изданию Р. Коллинз.

Эта работа – попытка применить социологический метод к объяснению фрагментов мировой истории идей.

На конструирование идей оказывает влияние сетевая структура отношений между интеллектуалами. Отношение общественных классов и т.п. на заднем плане.

Здесь происходит трансляция прежнего культурного капитала и превращение его в новую культуру. Теория: существует лишь малое число позиций в пространстве внимания, доступных в каждом поколении, как правило, максимум шесть позиций не более как в теории “малых чисел”.

Эта книга – интеллектуальная история.

Позиция изменения материальных (экономических и политических) условий имеет свои культурные исследования, они уменьшают или прекращают материальную поддержку других сетевых ветвей, здесь при изменении материальных условий интеллектуальной жизни сети вынуждены реорганизовываться (философский пароход) 1922 г.

Создание новых материальных основ позволяет формулировать новые позиции (маркетинг) и реорганизует пространство внимания.

Три уровня анализа:

1. Сети, связывающие между собой самых активных интеллектуалов

2. Возможности для альянсов и соперничества

3. Материальные основы интеллектуальной жизни, которые находятся под влиянием экономических и политических сил

Я утверждаю (Коллинз), что если кто-то способен понять принципы, определяющие интеллектуальные сети, то у него есть объяснение причин происхождения идей и их применений. Именно сети являются действующими лицами на интеллектуальной сцене (с. 40). Предисловие к первому изданию.

Введение. Интеллектуальная жизнь – это в первую очередь конфликт и несогласие. Конфликт – энергетический источник интеллектуальной жизни и при этом он ограничен сам собой.

Социологический подход:

1. Идеи порождают идеи. Идеи вовсе не похожи на вещи, покуда мы не представим их в символах (на бумаге). Прежде всего они являются общением (коммуникацией), что означает взаимодействие между людьми, обладающими телесностью. Идеи обнаруживаются в процессе общения. Коммуникативный процесс создает мыслителей в качестве своих узлов.

 

2. Индивиды порождают идеи. История философии в значительной степени история групп, интеллектуальные сети и структуры соперничества. Немецкий идеализм от Канта до Гегеля и Шопенгауэра. Фихте, Шеллинг и Гегель жили вместе в одном доме.

Организационный лидер не обязательно является интеллектуальным лидером. Желательно присутствие обоих.

Интеллектуальный родоначальник идеализма – Кант. Фихте Сделал Канта тем, кем он оказался. У Фихте роль организатора.

Те же примеры в истории философии Древней Греции, Пифагорейцы, кружок Сократа, мегарская школа, друзья Платона, Аристотелевская школа, Эпикур и его друзья.

“Творческие интеллектуалы обычно интроверты, а не экстраверты. Интеллектуальное творчество осуществляется не в групповых ситуациях, но в индивидуальной работе, обычно занимающей много часов в день… Но группа присутствует в сознании индивида даже когда он один” (с. 52).

Социология разума предполагает, что все интеллектуалы социальны. Иначе у нас не было бы ни слов, ни абстрактных идей, ни энергии для чего-либо за пределами сиюминутного чувственного опыта.

“Мышление состоит в создании “коалиций в разуме”, интерноризированных  из социальных сетей и мотивированных эмоциональными энергиями социальных взаимодействий” (с. 52).

Это противоречит ключевой точке зрения в эпистемологии, согласно которой объективная истина зависит от существования чистого наблюдателя или мыслителя.

Социальное есть вмешательство и нарушение, чуждое вторжение в эпистемологию. Если идеи детерминированы социальными взаимодействиями, то они не могут быть детерминированы истиной.

Точка зрения сетевой концепции (Коллинз) идеи не зарождаются в индивидах. Они зарождаются в общении (интеллектуальном).

3. Культура порождает себя. Обычно считается, что культура автономна.

Д.А. Сила языка, порождающего философию, новую культуру. Это и есть объяснение маркетинга как философии!

Мы не можем объяснить многие термины, у нас нет действительности, ее не хватает. Язык служит для объяснений и различений.

Именно изменения интеллектуального сообщества продвигают язык к более абстрактным и точным терминам.

4. Все течет: невозможно определить какие-либо контуры или выстроить четкие объяснительные концепции.

Это позиция постструктурализма, постпозитивизма, постмодернизма.

Д.А. Постмодернизм объясняет легкость и уживчивость с традиционными формами в России, имея в виду маркетинг и его вхождение в теорию и практику.

Не может быть общей теории идей, ни социологической, ни какой-либо еще. В то время парадоксальным образом постмодернизм сам является общей теорией идей. Вот ответ на отсутствие и поиски теории маркетинга. А надо ли искать? Элементы этой теории накапливались в интеллектуальных сетях в течение нескольких поколений.

Постмодернизм является радикализаций социологии идей.

Социальная структура интеллектуального мира – предмет данной книги – это борьба цепочек интеллектуалов за заполнение малого числа центров внимания. Если нет “мотивации” со стороны господствующих узлов внимания, то интеллектуальные личности не активизируются, они энергетически слабы.

Моя социологическая задача состоит в том, чтобы увидеть сквозь интеллектуальную историю сеть связей и энергий, которые предавали форму самому появлению и развитию данной истории во времени (с. 62).

E-mail: khron@tkk.ru, тел./факс (3832) 396700 КНЦ “Сибирский хронограф”, 630128, Новосибирск, а/я 129. Сайт изданий Сибири www.sebhumlit.nsu.ru

Как продавать искусство. Сборник статей. Пер. с англ.

Эпилог. Социологический реализм.

Социологический реализм – это социальный конструктивизм и это объективно и реально.

 

Социологическое cogito

1. Существует “Я”. Я мыслю. Имеет основание в самом себе, самоочевиден в доказательстве, объяснениях.

2. Существует мышление. Язык существует в словах, несущих значение и подчиняется грамматике. Я не изобретаю свой собственный язык, мое мышление зависит от форм, пришедших ко мне уже готовыми.

Способность языка передавать смыслы, предполагает существование коммуникативных существ вне меня самого, других людей.

Слова являются универсальными (понятия). Существование универсалий предполагает существование общества. Понятие несет с собой социальную позицию: представление о множестве людей. Их больше, чем двое.

3. Существует пространство. Существование людей вне друг друга не может быть только во времени – это одно измерение, другое – где существует множество “Я” – пространство.

Нашему мышлению всегда предшествует другое мышление.

“Социальные сети существуют, также существуют и их материальные основы – церкви и школы, аудитории и покровители, которые кормили и одевали интеллектуалов, существуют экономические, политические, геополитические процессы.

Есть области, выходящие за пределы танального реализма. Это объекты науки, понятия математики, идеи, разум, универсами – это и было продуктом интеллектуальных сетей” (стр. 1115).

 

Математика как коммуникативная операция

Математика есть социальный дискурс

(1) а = вх + су

(2) а – вх – су = D

Эти суждения истинны и осмыслены для меня, если я знаю, что означают эти символы.

Символы, как и любая иная форма дискурса, предполагают обобщение или коммуникацию.

Словесный способ хранения математических результатов в разных культурах разный. В европейской 4 + 5 = 9, в китайской записывается через квадраты, сунская алгебра имеет другой набор процедур.

Математика обладает социальной реальностью в том смысле, что она неизбежно является дискурсом в некотором социальном сообществе.

Способ символизации – это реификация или овеществление. Система символизации принадлежит продолжающейся истории.

Символизация отсылает как назад в прошлое, так и вперед в будущее. Народ, потому что обозначаемый объект (референт) был обнаружен на более конкретном уровне.

Символизация обращена вперед, т.к. предполагает будущее развитие.

Истина возникает в социальных сетях.

Не важно до какой степени в дальнейшем расширится высшее образование с поднимающейся волной инфляции дипломов, профессоры будут продолжать писать книги для академического продвижения – всегда найдутся темы, о которых можно писать. Для роста перевернутой пирамиды публикаций, выстраивающейся на основе предыдущих публикаций, нет внутреннего предела (с. 1137).

Означает ли, что гуманитарные и социальные науки будут в дальнейшем бесконечно разделяться на множественные реальности?

В социальных процессах заложено, что интеллектуальная атомизация не может заходить слишком далеко. Закон малых чисел ограничивает количество позиций, которые могут пользоваться широким вниманием. Поиски новых сочетаний в науке будут как будет охота писать.

Но есть внутренняя упрямая реальность в специальностях – некая принуждающая связь, формируемая долговременную траекторию данной сети. Это связь существует благодаря существованию самой социальной сети.

 

Писательские рынки и академические сети:

французский круг. Глава 14, с. 977

Главной движущей силой философии Нового времени были академические дисциплины, благодаря общедоступному рынку писательской продукции. Это получилось, благодаря реформам (организационных революций), избавивших университет от церковного господства и сделавших его центром исследовательских организаций при отказе от патронажа.

В  Германии эти революции произошли одновременно, поэтому она стала образцом (архетипом) новой культуры – центром экспорта новых идей.

В Англии и Франции сдвиг к открытому писательскому рынку начался раньше, тогда как академическая революция запаздывала на несколько поколений.

Немецкий университет не прижился во Франции, в нем сочетается исследование и преподавание.

Писательский рынок создал несколько уникальных ниш для интеллектуального производства.

Д.А. Маркетинг в этом отношении позволяет специалистам различных профилей вести свой интеллектуальный теоретический поиск. Здесь и преподаватели и ученые, практики, консультанты, руководители отделов, центров.

В структуре патронажа писатели отражают интересы своих руководителей, направителей.

С развитием писательского рынка появляется больше места для маневра, но властное внимание аудитории приводит к разделению писателей на тех, кто нацелен на массовый рынок и на ориентированную писательскую элиту. Эта элита строит свою академическую карьеру в сфере культуры.

Писателям платили мало до 2000 года. Сейчас бум издательского рынка. Теперь писателю по маркетингу не нужно ориентироваться на патронаж, на связи с академическим миром, сулящему карьеру.

Правда не обнаруживается какой-либо составляющая интеллектуального поиска в маркетинге, доминирующая с точки зрения авторитетных авторов. Нет пока тех тематических узлов, которые породили лагеря, конфликты, дискуссии и споры. Споры ведутся за пределами маркетинговых проблем.

Д.А. Статью можно назвать “Маркетинговая рефлексия”, “Социологический анализ развития маркетинга в России”, “Социологический анализ развития маркетинга в науке и образовании”.

Маркетинг как академическая дисциплина может развиваться только в университетах.

Последние должны максимально освободиться от государственного патронажа, выйти из-под интеллектуального контроля Минобразования. Жесткость федерального компонента в преподавании М.

Только тогда маркетинг станет ареной академического поиска интеллектуалов.

Маркетинг разрабатывается в коммерческих вузах и интеллектуальными живущими на доходы от собственных фирм, писательского труда.

В настоящее время академические ниши на западе образовались в поисках стратегий некоммерческого маркетинга сетевого, партнерских отношений.

Критика концепции маркетинга – микс за ее ограниченность и плотность.

На повестку дня наряду с понятиями анализа маркетинга с позиции функционализма, символического интеракционизма выдвигается постмодернистский подход. Бренд.

Будущее за литературно-академическим гибридом маркетинга. Пока пропаганда и литературный поиск.

Должны появляться свои Левитты, Котлеры, Мак-Картры.

Здесь надо посмотреть социологически по вертикали и по горизонтали маркетинга.

 

 

Добавить комментарий