Проблемы социальной самоидентификации учащейся молодежи. Статья 2002 года

11 ноября 2002 года

В журнал «Социс»

Доцент кафедры прикладной социологии,

кандидат философских наук,

Д.А.Шевченко

Тел. 250-67-77, 250-64-72

E-mail: omr@rsuh.ru

 

Проблемы  социальной самоидентификации учащейся молодежи

(Опыт социологического анализа

профессиональных интересов и культурных ценностей

лучших выпускников школ и вузов 2001 года московского региона)

Проблема самоидентификации в практическом плане реализуется социальными субъектами через отождествление себя с определенной социальной группой. Глубокие изменения в обществе существенно повлияли на основные параметры социума, взаимоотношение различных социальных групп и институтов, что породило кризис идентичности различных социальных категорий, возникновение социальной аномии, утрату прежних стандартов жизни, растерянность и пессимизм. Критическая оценка современных условий социальной адаптации касается и такой особой социальной группы, как учащаяся молодежь.

Проблема социальной идентификации  молодежи для социолога раскрывается через обнаружение определенных мотивов ценностных ориентаций и целей. Их совокупность составляет общий механизм идентификации.

Социальная идентификация индивидов проявляется через развитие их самосознания, саморефлексии относительно места, роли каждого, главного предназначения в жизни. Самоидентификация индивидов осуществляется на многих уровнях, которые тесно связаны со структурой сознания. К ним относятся: социально-профессиональный, семейный, национальный, идеологический, родовой, половой, духовный. Целью данной статьи является определение роли социально-профессионального и духовного уровней социальной самоидентификации индивидов. Социально-профессиональный уровень непосредственно отвечает за поведение, мотивацию и социальную адаптацию. Именно здесь решаются вопросы о том, кем я буду работать, чем я буду заниматься, какой я буду иметь достаток, уважение, статус. Именно на  этом уровне идет первоначальный поиск выбора своей профессиональной направленности: гуманитарного или технического профиля.

Самый глубокий, скрытый уровень идентификации личности относится к духовной сфере. Это комплекс ощущений, мировосприятий связан непосредственно с системой ценностей, которые разделяет индивид. Здесь идет поиск ответов на вопросы своего «Я», формирование жизненного кредо, принципов морального выбора. Этот уровень самосознания находится в постоянной динамике и более явно себя проявляет в зрелом возрасте, на пороге самостоятельного социального вхождения в жизнь.

Эмпирический анализ данной проблемы помогает накапливать фактический материал для конструирования ценностной модели самоидентификации определенной социальной категории в современной молодежной среде.

Данные, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы в практике социального управления.

В 2001 году Российским союзом молодежи был издан справочник “Лучшие выпускники 2001 года: учебные заведения московского региона”. В этот справочник вошли лучшие выпускники школ и вузов. Их отбор проводился по нескольким номинациям, среди которых: отличная учеба, участие в олимпиадах, активная общественная деятельность, достижения в области культуры и спорта. Кроме этого выпускникам школ и вузов было предложено ответить на следующие вопросы: Какую профессию Вы хотите избрать? В какое высшее учебное заведение Вы будете поступать? Место прохождения практики?

В нем представлены лучшие выпускники 280 школ и 30 вузов.

Мы проанализировали  данные резюме 1367 школьников (в  т.ч. 880 девушек и 487 юношей) и 463 выпускников высших учебных заведений, возраст которых соответственно 17 лет и 21-22 года.

Использовались два метода исследования: метод контент-анализа резюме, содержащиеся в справочнике и телефонный опрос, который был проведен, спустя полгода после опубликования справочника. Телефонный опрос проводился среди более, чем 12 % выборки от общего количества, что составляет 180 школьников из Подмосковья. Мы намеренно выбрали выпускников школ Подмосковья, т.к. по известным обстоятельствам их шанс поступить в московские вузы на конкретно избранные ими специальности ниже, чем у москвичей.

Нашей целью являлся анализ жизненных ценностей и профессиональных интересов лучших выпускников школ и вузов 2001 года. Результаты этого обследования дают интересную информацию, которая раскрывает планы и надежды будущей интеллектуальной и профессиональной элиты России.

В какие высшие учебные заведения поступают лучшие выпускники школ? Мы проанализировали планы поступления выпускников школ и получили своеобразный рейтинг московских вузов. Анализ показал, что 78 % выпускников предполагают поступать в государственные вузы (из них: 46 % – предпочитают гуманитарное образование, 32 % – техническое) и 22 % – в различные коммерческие вузы.

Вот как выглядит «золотая десятка» государственных гуманитарных вузов, которые предпочитает молодая интеллектуальная элита:

График № 1

Гуманитарные   вузы

 Жен

Муж

1    МГУ

143

41

2    МПГУ

66

0

3    ГУУ

54

11

4    ФА

31

18

5    ГУ-ВШЭ

31

9

6    РЭА

33

6

7    РГГУ

31

6

8    РУДН

31

6

9   МГЛУ

33

0

10 МГИМО

19

5

 

«Золотая десятка» государственных технических вузов:

График № 2

Технические вузы

Жен
Муж

1   МГУ

34

70

2   МГТУ

31

64

3   МИФИ

23

28

4   МАИ

24

20

5   РХТУ

20

8

6   МАДИ

10

12

7   МФТИ

0

20

8   МИРЭА

0

18

9   МЭИ

7

8

10 МГИЭМ

0

12

Данные свидетельствуют о большем доверии государственным вузам юношей и девушек.

Видно, что отрыв между выбором гуманитарного и технического профиля в пользу гуманитарного – 46 % против 32 %. Тенденция гуманитаризации нашего общества продолжается. Вместе с тем это соотношение несоизмеримо с общей тенденцией молодежи в пользу гуманитарных вузов, где конкурс значительно превышает конкурс поступления в технические.

Анализ показал предельно точный и обдуманный выбор будущей специальности и профиля вуза. Среди интеллектуально продвинутых школьников предпочтение отдается не моде и престижу вуза, а конкретному получению будущей профессии, соответствующей индивидуальным склонностям и способностям.

22 % выпускников намеревались поступать в коммерческие вузы.

Как же сложилась судьба этих выпускников? Смогли ли они поступить  туда, куда намеревались? Удается ли лучшим школьникам преодолеть барьеры высоких конкурсов в лучшие вузы России? По прошествию полугода в ходе телефонного опроса мы это выяснили.

Вот какой результат мы получили:

График № 3

Всего выпускников                       100 %

 

1.Поступление соответствует

первоначальному выбору                        95 %

 

2.Поступление не соответствует

первоначальному выбору                        5 %

Не удивительно, что подавляющему большинству школьников удалось претворить в жизнь свои намерения. Ведь среди них отличники, победители международных и общероссийских олимпиад, конкурсов, активно занимающиеся общественной деятельностью, культурой, искусством, спортом. Это те, кто имеет высокие личные достижения в области гуманитарный, естественных и точных наук.

Рынок образовательных услуг довольно-таки жесткий. Конкурсы в ведущие вузы Москвы, как правило, достигает 6-8 человек на место. Тем не менее, подавляющему большинству юношей и девушек удалось реализовать свои планы, получить желаемую профессию и учиться в соответствующем вузе. Данные исследования дают основание для некоторого оптимизма, относительно несоответствия подготовки в школах и требований вузов. По крайней мере, отставание школы от требований вуза не выявляется среди социально и интеллектуально активной части молодежи.

 

Положение лучших выпускников московских вузов 2001 года на рынке труда

Характеристика молодежного рынка труда в условиях углубления рыночной экономики, является одной из самых острых тем, которые обсуждаются социологами и специалистами.

Статистика демонстрирует различные показатели занятости выпускников московских вузов. В целом, картина выглядит благоприятной. После окончания вуза выпускники в течение полугода, как правило, находят себе работу. Правда, эта работа не всегда соответствует полученному образованию и профессиональным трудовым установкам выпускников.

В этой связи интересно было определить, как складываются обстоятельства у интеллектуально продвинутой части выпускников вузов. Методом контент-анализа были проанализированы планы по трудоустройству, которые были заявлены в резюме. По прошествии полугода, в ходе телефонного опроса, мы выясняли, совпадает ли настоящая профессия с первоначальным выбором. Полгода – достаточный срок для того, чтобы найти и определиться со своим местом работы.

А вот как выглядит эта картина реального трудоустройства, занятости.

График № 4

1.Работа совпала с первоначальным

выбором                                                                      82 % 

2.Работа не совпала с первоначальным

выбором                                                                      18 %                                         

Выяснилось, что показатель трудоустройства лучших выпускников московского региона – почти 100 %, в то время, как по данным Министерства труда и социального развития процент нетрудоустроенных выпускников вузов колеблется от 25 до 30 %.

Фундамент успешного трудоустройства выпускников вуза закладывается в ходе получения образования и прохождения ими студенческой практики. Крупные вузы уделяют большое внимание трудоустройству своих студентов. В большинстве из них действуют службы или центры содействия занятости.

Студенты знакомятся с будущей профессией, как правило, в местах прохождения ими практики. Мы задались вопросом: совпадает ли профиль места прохождения практики с личными планами выпускников в отношении их будущей работы?

Мы искали ответ на этот вопрос, анализируя планы по  трудоустройству и места прохождения ими практики.

Для сравнения в анализ были включены выпускники Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Вот какую картину мы получили.

График № 5

                                                     Моск. рег.      РГГУ

1.Совпадение с практикой          78,2 %           81,4 %

 

2.Несовпадение с практикой      21,8 %           18,6 %   

 

 

Анализ показал большое значение роли студенческой практики в формировании профессиональных интересов и мотивов трудоустройства студентов. В ходе практики студентам удается подтвердить или опровергнуть свои профессиональные притязания и возможности. Это своеобразный профессионально-квалификационный тест на пригодность. В то же время в процессе прохождения практики студентами работодателям удается более детально разглядеть сильные стороны будущих специалистов, а последним – на этом основании скорректировать свое отношение к образованию.

 

Жизненные ценности лучших выпускников московских вузов 2001 года

В одном из пунктов резюме выпускникам вузов было предложено сформулировать свое жизненное кредо. С помощью простой классификации мы попытались проанализировать эти ответы.

Выпускники вузов 2001 года – это представители первого поколения перестройки.

Как складывается их будущее? Насколько общественное устройство готово принять это новое мировоззрение и ценности? Как те, в ком потенциально аккумулированы интеллектуальные и культурные ресурсы, вписываются в реальную жизнь?

Анализу подверглись 463 высказывания.

Мы определили 10 основных классов мировоззренческих ценностей, которые раскрывают тайны их жизненного кредо.

Вот что получилось.

График № 6

1. Перфекционизм (совершенствование, достижение цели,

карьера, успех, оптимизм (249 чел.)                                                      53,7 %

–         недостижимых целей не существует

–         стремиться к совершенству

–         достигнутую цель превращать в средство для достижения новой

–         наметил цель – стремись к ней

–         добиваться поставленной цели

–         всегда вперед – к карьере, к цели

–         стремление к успеху во всем

–         никогда не сдаваться

–         я оптимист

–         постоянно повышать уровень

–         быть первым

–         стараться быть лучшим

–         постоянное совершенствование

–         быть совершенным невозможно, но нужно стремиться

–         если есть возможность стать лучшим, стань им

–         развиваться и совершенствоваться

–         лучше ничего не делать, чем делать плохо

–         совершенствование – путь к успеху

2. Собственная философия жизни (214 чел.)                                                  46,3 %

–         счастье – есть ловкость ума и рук

–         живу по принципам, но иногда делаю исключение

–         быть, а не казаться

–         мудрость подобна черепаховому супу, не каждому доступна

–         вглубь и вширь

–         кто ищет, тот всегда найдет

–         не верь, не бойся, не проси

–         порядочность

–         каждый должен быть на своем месте

–         поспешай медленно

–         цель оправдывает средства

–         я могу

–         все зависит от меня

–         труд и работа

–         живи и танцуй пока молодой

–         мы пришли в этот  мир, чтобы изменить его к лучшему

–         учиться, учиться и учиться

–         любовь и семья – превыше всего  

 

Попробуем прокомментировать эти высказывания.

Оптимисты уверены, что в мире господствует положительное начало, добро. Оптимизм в наибольшей степени присущ молодому поколению, не озабоченному жизненными неурядицами, еще не успевшими разочароваться в реальной жизни. Оптимисты видят, ищут и надеются на положительный результат. Как правило, это уверенные в себе люди. На это указали около  20 %.

Аристотель в качестве конечной причины, ради чего совершается нечто, выделял цель.

Цель связывает человека, его мысли и чувства, как цепь. Держит крепко его мысли и настоятельно требует: “сделай ради меня все, что ты можешь”.

Уверены в себе те молодые люди, у кого она уже есть, они наделены устремленностью, способностью отличать главное от второстепенного.

Имеющие внутреннюю программу добиваются успеха гораздо быстрее, чем те, кто пока еще мечется и ищет.

Каждый пятый из числа элиты открыл для себя уже что-то важное и необходимое ему.

Цель помогает человеку изменяться, постоянно совершенствоваться, иначе она недостижима.

Есть еще одна черта, показавшаяся нам интересной характеристикой молодежи, которую мы назвали “собственная философия жизни”. Здесь каждый сам себе философ и понять значение некоторых суждений может только он сам. Это относится к таким высказываниям, как: “живу по принципам, но иногда делаю исключения” или “быть, а не казаться”, “каждый должен быть на своем месте”.

Что делает человека самостоятельным и зрелым? Понимание своего предназначения, независимость и уверенность в собственных силах. 51 человек (11 %) в качестве своего жизненного кредо придерживаются принципа, согласно которому все в жизни зависит от тебя.

Целеустремленная, мыслящая личность имеет своим культурным основанием принуждение к труду. 26 человек (5,6 %) уверены, что самое главное в их жизни – это “трудится, трудиться и еще раз трудиться”.

24 человек (5,2 %) считают, что надо жить исключительно “для себя” и 21 человек (4,5 %) – “во благо общества”.

Среди других принципов и ценностей молодые люди называют “учиться, учиться и учиться”.

Столько же считают важной ценностью любовь и семью. Нетрудно догадаться, к какому полу они относятся.

В целом можно констатировать: прагматичность, целеустремленность, вера в собственные силы – качества, присущие большинству лучших выпускников.

Аксиологические регулятивы –  это устойчивый комплекс норм, установок и принципов, нацеленных на поддержание равновесия между индивидом и социумом. Однако они не являются чем-то застывшим. Они изменяются не только с приходом новых поколений людей, но и с активным изменением ситуации, в которой пребывают эти люди.

В этом отношении важно обратить внимание не только на то, на что нацелены устремления и идеалы этой части молодежи, но и на то, что они вступают с  этим в жизнь и формируют, изменяют ее для себя, «под себя». Они не только социализируются, они социализируют эту жизнь, создают новые условия для существования своих ценностей.

Молодежь как отдельная социологическая категория в действительности не может рассматриваться как единый субъект культуры. В реальной практике это столкновение различных ценностных позиций, которые демонстрируют различные ее группы.

Историки, социологи связывают возрождение элиты с надеждой на развитие и умножение научного, культурного и нравственного потенциала России. Стремление к свободе, независимости, самореализации – характерные черты передовой части молодежи.

Что же представляет собой этот потенциал? Проведенный социологический анализ профессиональных интересов и культурных ценностей элитной категории выпускников учебных  заведений дает фактический материал для поиска ответов на этот вопрос.

Доцент кафедры прикладной социологии,

кандидат философских наук,

Д.А.Шевченко

Тел. 250-67-77, 250-64-72

E-mail: omr@rsuh.ru

Поделиться публикацией в социальных сетях

Добавить комментарий