5 февраля 2002 года
Министерский прогноз комментировать не просто: статистика – вещь упрямая. С другой стороны – точно неизвестно, какое содержание за ней скрывается.
В целом с точки зрения маркетинга спрос на образовательные услуги физически сократится. А это означает, что доминировать будет рынок покупателя. В этом случае следует ожидать снижения цен на образовательные услуги. Несомненно, что объем платного образования значительно сократится. Конкуренция среди государственных вузов будет происходить за заказ от государства (читай Министерство).
В ближайшие годы количество всех структур образования будет сокращаться, а оставшиеся – приобретут новые качества (в первую очередь это коснется филиалов, представительств и т.п.). Конкуренция между вузами будет носить все более целевой и качественный характер в соперничестве за узкие рыночные сегменты потребителей.
Нынешняя ситуация на рынке труда знаменательна тем, что профессиональные личные качества выпускников преимущественно не соответствуют требованиям работодателей. А это вопрос качества.
Возрастает спрос на специалистов рыночной экономики. Это касается специалистов по IT-технологиям, маркетингу, менеджменту, рекламе, финансам и бухгалтерии, логистике. Количество вакансий на эти специальности превышает спрос. Будут нарастать рыночные образовательные компоненты в подготовке молодых специалистов – профессионалов.
Что касается рынка образования. Вузы, избравшие своей миссией создание условий, позволяющих индивиду самостоятельно наращивать свой личностный и профессиональный, творческий потенциал, как я думаю, будут более конкурентоспособными, чем те, избравшие чисто прагматическую, конъюнктурную позицию.
Директор центра маркетинга и информационного менеджмента
Российского государственного гуманитарного университета,
кандидат философских наук, доцент Д.А.Шевченко