Методика оценки эффективности сайта профессора Д. А. Шевченко — «НКВДИ»

Сайт – представительство компании, ее лицо. Есть два направления оценки конкурентоспособности сайта: качество и продвижение в интернете. Здесь представлена оригинальная методика профессора Д. А. Шевченко. Более подробно о ней можно прочитать в специально изданном пособии[1]. Методика адаптивна к оценке любого сайта коммерческой компании или некоммерческой организации. Кратко остановимся на ее основных моментах.

Чтобы решить проблему оптимизации контента и продвижения сайта или блога в интернете, требуется организовать качественный и эффективный контент, выбрать современный
дизайн, наладить удобную для пользователей навигацию, возможность получения информации пользователями, повысить видимость сайта в поисковых системах, обеспечить обратную связь с потребителями, пользователями (интерактивность). Цели маркетинговой стратегии любой организации в интернете — это увеличение продаж, привлечение новых и удержание имеющихся
клиентов, повышение известности организации на рынке. Для достижения этих задач необходимо сформировать определенную стратегию действий в интернете, которая включает:

— внешнюю и внутреннюю работу над сайтом;

— работу по привлечению, удержанию и формированию мотивации посетителей к совершению покупки продукции компании;

— мероприятия по продвижению сайта в поисковых системах;

— анализ поведения потребителей, работу с мнениями аудитории, замеры эффективности сайта.

Для определения конкурентоспособности и качества сайта в сети Интернет достаточно использовать пять критериев его оценки (НКВДИ) профессора Д. А. Шевченко.

Методика оценивания сайта дает возможность определить его слабые места, а также судить об уровне сайта в целом, что помогает принимать адекватные решения в целях повышения эффективности и конкурентоспособности компании или организации в целом.

Предлагаемая методика опирается на следующую гипотезу: коммерческие предложения (бренды) компании, представленные на сайте, облеченные в контент (информацию), дизайн, навигацию, интерактивность (обратную связь), видимость в интернете, повышают внимание к компании, увеличивают продажи, прибыль, если максимально соответствуют потребностям и ожиданиям целевой аудитории.

Методика оценки эффективности сайта вуза.

Выделим основные критерии, влияющие на эффективность интернет-маркетинга: [2]

  • Дизайн.
  • Навигация.
  • Контент.
  • Интерактивность.
  • Видимость сайта в Интернет.

Остановимся более подробно на характеристике каждого критерия оценки эффективности сайта вуза.

  1. Навигация сайта вуза.

Навигация – удобство пользования сайтом, прозрачность его структуры, включает такие параметры как:

  1. Наличие карты сайта.
  2. Предупреждения о переходах на сторонние ресурсы/файлы.
  3. Наличие хлебных крошек.
  4. Работоспособность поиска.
  5. Удобство навигации.

Краткие комментарии по некоторым параметрам.

Параметр 1 – очевиден – есть или нет. Но это спорно.

Параметр 2. Предупреждение при переходе на сторонние ресурсы и файлы. Иногда веб. страницы, представленные на сайте для перехода, являются вредоносными или устаревшими. Вследствие этого доверие пользователя к ресурсу может быть подорвано. Также необходимо учитывать, что файлы, представленные на сайте для свободного скачивания, не всегда могут быть корректно открыты на компьютере пользователя из-за отсутствия необходимого ПО. Таким образом, указание на то, что ресурс является сторонним, и на формат файлов, доступных для скачивания, является необходимым условием сохранения доверительных отношений с пользователями ресурса.

Наличие «хлебных крошек» – должны быть необходимые и достаточно полные с точки зрения юзера переходы к нужной ему информации.

Работоспособность поиска. Проверить легко. Наберите «дистанционное образование, «ректор», «стоимость образования» и увидите. Даже, если напутаете на сайте со структурой контента и навигации, здесь юзер получит свою инфу.

Удобство навигации. Тут и экспертная и юзерная точка зрения. Это, конечно, маркетинг контента. Соответствие структуры информации запросам и потребностям юзера. В супермаркете посетителю помогают ориентироваться указатели. От сайта посетитель ждет таких же подсказок. Хорошая навигация дает полное представление о содержании и структуре интернет-ресурса. Разделы сайта должны иметь однозначно воспринимаемые названия, чтобы посетитель не тратил время на поиски нужной ему информации. Старайтесь писать понятным пользователю языком, не используя профессиональных терминов.

Интернет — навигационная система: основное взаимодействие пользователя с ней заключается в щелчках мышью по гиперссылкам для перемещения по информационному пространству[3].

Интерфейс должен помочь пользователю ответить на три фундаментальных вопроса навигации (рис. 2.1):Рис. 2.1. Фундаментальные вопросы навигации

Этап организации структуры навигации один из самых важных и самых сложных этапов, потому что именно на данной стадии необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Как необходимо сгруппировать контент?
  2. Как должна выглядеть навигация по сайту, где располагаться и какое графическое представление иметь?
  3. Как пользователи будут пользоваться навигацией?

Для того, чтобы лучше понять, как стоит организовать навигацию по сайту можно использовать сортировочные карточки, что значительно облегчит задачу.[4]

Работа с сортировочными карточками используется как средство помощи в понимании и создании информационной архитектуры и помогает веб-дизайнерам найти ответы на все вышеперечисленные вопросы перед тем, как начнется стадия создания дизайна элементов навигации. Карточки помогают дизайнерам организовать навигацию, в особенности, когда речь идет о сложной навигации.

Есть два вида работы с карточками:

Открытая сортировка карточек – это когда участникам даются карточки с темами контента и их просят сгруппировать данные карточки.

Участникам не предоставляется информация по контенту и контексту. В зависимости от проекта участников могут попросить создать две группы, неопределенное число групп, подгруппы и т.д. Их также могут попросить организовать группы и контент в такую иерархию, которая будет, по их мнению, эффективнее всего.

Закрытая сортировка карточек – это когда участникам предоставляются карточки с темами контента, а также категории, в которые необходимо их определить (иногда даже и подкатегории). Участники не могут давать собственные названия карточкам. Этот вид хорошо подходит уже для существующих веб-сайтов с утвержденными категориями, меню и т.д.

Весь дизайн навигационных меню направлен на то, чтобы пользователю было удобно пользоваться меню и, чтобы он мог быстро найти нужную ему информацию. Выбор типа навигации зависит от того, для кого и для чего создается проект. Маленькие сайты в основном используют горизонтальную навигацию и располагают ее наверху сайта, тогда же, как большие, используют в своем дизайне оба типа навигации – и горизонтальную, и вертикальную (обычно еще и с выпадающим подменю). В то время, как горизонтальные меню особо хороши для первичной навигации по сайту, большие проекты требуют дополнительную «глубокую» навигацию. Выпадающие меню могут вместить в себя много подпунктов, сохраняя при этом опрятный вид сайта и хорошо организуя контент. Иерархия также может быть дополнена подуровнями и даже подуровнями подуровней, помогая пользователям отфильтровать информацию, чтобы попасть на ту страницу или категорию, на которую они хотят попасть.

Среди самых ярких отличий между корпоративными сайтами средних размеров и крупных сайтов, вроде сайтов вузов, можно выделить систему навигации. Крупные сайты в основном принадлежат государственным вузам, предоставляющим большое количество услуг или имеющим обширный их ассортимент. В таких вузах чаще всего присутствует огромная база студентов и преподавателей.[5]

Большие проекты сайтов характеризуются следующими параметрами:

  • Невероятно большое количество страниц;
  • Большая глубина;
  • Основаны на большом количестве микро-сайтов и категорий;
  • Сфокусированы на обширной аудитории;
  • Сайты, имеющие огромное количество «точек входа».

Проекты такого размера и сложности требуют создания уникальной системы навигации по сайту.

Традиционная система навигации не может поддерживать глубину.

Чем глубже сайт, тем больше возникает трудностей с традиционным видом навигации. Такая навигация может поддерживать только три уровня глубины страницы, поэтому здесь можно столкнуться с двумя проблемами при добавлении новых страниц на сайт: либо необходимо будет добавлять пункты в меню, что приведет к беспорядку на странице, либо глубокие страницы вообще не будут фигурировать в меню.

Если пользователь будет находиться на уровне ниже третьего, то при таком виде навигации, он не будет понимать, где находится из-за отсутствия информации о структуре сайта и места текущей страницы в данной структуре. Смягчить последствия такой проблемы можно, используя «хлебные крошки», но это не решит проблемы в целом.

Традиционная навигация просто не подходит для больших проектов. Она не поддерживает несколько точек входа. Так, студент, ищущий информацию об аспирантуре, скорее всего, будет интересоваться условиями поступления, экзаменами для поступления именно в аспирантуру, а не университетом в целом и правилами поступления школьников. Таким пользователям необходимо выдавать страницу с запрашиваемым контентом, а не главную страницу университета.

Традиционная навигация предполагает отдачу пользователю не части определенной, интересующей его информации, а всего контента, имеющегося на сайте.

Есть некоторые решения для больших проектов сайтов вузов.

1) Использование вторичной и первичной навигации в комплексе.

Большинство вебсайтов, особенно с большим количеством контента или функционала, нуждаются в навигационных меню. Не стоит в каждом меню направлять пользователей к только что добавленному контенту и функциональности. Весь контент не всегда должен отражаться в меню. Поэтому многие сайты требуют больше одного навигационного меню, все веб-сайты, по крайней мере, имеют два главных меню – первичное и вторичное, но для формирования данных видов меню необходимо различать, что будет для ваших пользователей первично в плане важности информации, а что второстепенно.

Первичная навигация необходима для контента, в которой заинтересовано большинство пользователей. Но важность изменчива – на одном сайте некоторую информацию выносят в ссылку в первичное меню, а на другом во вторичное. Все зависит от целей сайта.

Вторичная навигация необходима для контента, который для пользователя представляет второстепенный интерес. Используется для любого контента, который не заслуживает особого внимания, но, все же, некоторые пользователи захотят зайти на данные страницы.

Первое, что необходимо сделать для организации навигации по сайту – организовать сам контент.  Только после данного этапа можно будет выделить, что первично, а что вторично, затем следует определение расположения и навигационной структуры для каждого из видов контента.

Контент, который не подходит не для первичной навигации, не для вторичной, можно разместить в других видах меню, меню футера сайта, в виджете сайдбара сайта[6] или где-нибудь еще.[7]

2) Использование «хлебных крошек».

«Хлебные крошки»[8] это тип вторичной навигационной схемы, которая позволяет пользователю наглядно представлять, где он сейчас находится. Такой вид навигации позволяет пользователю вернуться обратно на «посадочную» страницу[9]  «Хлебные крошки» можно найти на сайтах с большим количеством контента и со сложной иерархией.

Когда стоит использовать «хлебные крошки»?

Данный тип навигации следует использовать для больших проектов и сайтов, с имеющейся иерархией меню. Самый лучший вариант использования – сайты электронной коммерции с большим ассортиментом, который распределен по определенным категориям. Не стоит использовать хлебные крошки для сайтов с одним уровнем глубины, у которых нет логической иерархии и группировки контента.

Преимущества использования «хлебных крошек»

  • Удобство пользователей.
  • Предотвращение использования кнопки «назад» браузера.

Вместо того, чтобы пользоваться кнопкой «Назад», пользователь в меньшее число кликов может вернуться на страницы более высокого уровня.

  • Не требуют большой площади для размещения на странице
  • Уменьшение процента отказов

Ошибки

  • Использование «хлебных крошек», когда не надо
  • Замена первичной навигации хлебными крошками
  • Использование хлебных крошек в случаях, когда страницы содержат в себе подкатегории

3) Разбивка крупного проекта на микро-сайты.

  1. Контент сайта вуза.

Контент – наличие информационного обеспечения пользователей сайта. В первую очередь соответствие требованиям Минобрнауки РФ.

Для общего анализа мы выделили следующие параметры .

  1. Контактная информация
  2. Основная информация (документация)
  3. Учебный процесс
  4. Внеучебная деятельность
  5. Доды и олимпиады
  6. Приемная комиссия.

Контент сайта вуза – это тексты (любые), фото, картинки и другие изображения, таблицы, ссылки. Каждый контент сайта должен содержать уникальную информацию. Контент корпоративного сайта вуза имеет одно существенное отличие от сайтов коммерческих структур и некоторых общественных организаций. В первую очередь, его отличает огромный объем, «вес» и разнообразие контента сайта вуза. Поэтому информация на сайте вуза должна быть тщательно и продуманно распределена на разделы, например:

  • Новости/анонсы, объявления
  • О вузе
  • Поступающим
  • Студентам
  • Преподавателям
  • Научные исследования
  • Международная деятельность
  • Выпускникам
  • Партнерам
  • Научная библиотека
  • Расписание,
  • Англ. версия и др.
  • Контакты

Типичным примером контента являются ежедневные новости/анонсы, которые требуют постоянного обновления, тщательной проверки на наличие ошибок, краткости изложения. Разделу «новости и анонсы» на главной странице отводится значительное пространство. Это особенность отечественных сайтов вузов. На западных сайтах новости и анонсы, объявления скрыты в теле сайта. Для того, чтобы их увидеть надо специально открыть этот раздел.

На главной странице сайтов отечественных вузов новостям отведена доминирующая роль. Этот раздел чаще всего обновляется и дополняется. Часто модератором этого раздела являются первые лица: ректор или первый проректор. Новости выполняют своеобразный архив мероприятий и событий, которые проводятся вузом. Информация, которая там размещается является своеобразным отчетом вуза и ректора перед своим учредителем – Минобрнауки РФ. По этому разделу различные представители структур Минобрнауки РФ могут судить и видеть жизненную динамику развития вуза.

Новостной раздел, таким образом, с одной стороны, помогает вузу вести свою летопись событий, а с другой, становится существенным препятствием для оформления и поиска оптимального дизайна сайтов.

Остальная информация в разделах главной страницы сайта должна быть оформлена по такому же принципу и, соответственно, оформлена. В последнее время, Минобрнауки РФ, опираясь на ресурсы «РИА-НОВОСТИ» и НИУ ВШЭ, выполнения требований, имеющихся в новом Законе об образовании РФ 2012г. требует от вузов размещения определенной информации.

В частности:

  • о дате, о месте размещения вуза и его учредителя;
  • структуре и органов управления (о совете обучающихся письмо Минобрнауки № 09-889), студенческие советы, профсоюзы;
  • место нахождения органов управления;
  • ФИО руководителей;
  • место нахождения;
  • адресов сайтов, эл. почты;
  • положения о структурных подразделениях;
  • уровни образования и т.п.

Копии официальных документов:

  • устав РГГУ;
  • лицензии и пр. текст или таблицы, (PDF);
  • отчет о результатах самообследования вуза;
  • порядок оказания платных услуг: документы;
  • предписания: официальные документы.

Образовательная организация обновляет сведения не позднее 10 рабочих дней после их изменений.

Технологические и программные средства должны обеспечивать:

  • свободный доступ к информации;
  • защиту от уничтожения;
  • возможность копирования на резервный носитель;
  • защита от копирования авторских материалов и другое. [10]

Это создает для некоторых специалистов веб-сайта сегодня определенную проблему, связанную с размещением требуемой информации на главной странице сайта, с точки зрения ее видимости и доступности со стороны контролирующих сторон, полноты и ее структурированности. Естественно, что она должна быть структурирована и тщательно отобрана. В настоящее время, можно встретить недовольство со стороны вузов относительно таких требований со стороны Минобрнауки, но следует понимать, что эта информация имеет объективную природу и отражает материальную ресурсную составляющую вуза. На основании этой информации появляется возможность проведения рейтингов вузов по самым различным сторонам их деятельности и дает возможность увидеть сильные и слабые стороны самим вузам и представителям целевой аудитории вуза. [11]

Существуют несколько способов организации информации на сайте вуза:

  • линейный – соединение частей контента одного уровня и их последовательности;
  • иерархический или древовидный, когда информация от главной для ЦА размещается за ней по типу «родитель-потомок»;
  • контекстно-зависимый, где настройки прописываются на сайте и его ресурсах, принадлежащих папкам, в которые “попадают” ссылки;
  • комбинированный, сочетающий в себе разные форматы и элементы.

Все способы взаимосвязей и иерархий контента используются специалистами сайтов вузов. При анализе структуры сайта учитывается тип навигационной поддержки и удобство дополнительных видов навигационной поддержки для потребителя. Каждый сайт вуза имеет свою целевую аудиторию и для одних подходит много мультимедиа, а для других нет. Следует учитывать соответствие гипертекста, фреймов, мультимедиа, звука и видео. Нужно учесть время загрузки графики, время загрузки содержимого страницы, версии программ просмотра, аппаратных платформ и скорости соединения.

Встречаются сайты, где некоторая информация, ее копирование не доступна без регистрации или для скачивания страниц, некоторого контента требуется специальные действия пользователя. Заметим, что максимальный контент сайта вуза (за исключением некоторых документов, требующих специальной защиты), должен быть доступным. Вся информация на сайте должна быть: бесплатна, без регистрации доступна с бесплатного софта, круглосуточно как для пользователя, так и для роботов, без дополнительной установки какого-либо софта, доступна для поисковых машин, в гипертекстовом формате, чтобы её можно было легко копировать. Некоторые документы целесообразно размещать в графических форматах PDF, PP, поисковые машины «любят» такие файлы.
Содержание информации на сайте вуза играет ключевую роль. Если пользователь (абитуриент, родители, поступающие) не сможет найти нужной информации, то в следующий раз он может на сайт не придти. Никакие SEO трюки и технологии не решат проблему контентной стратегии. Реальное решение проблемы создания качественного контента – активная работа, включающая в себя сбор, анализ, редактирование и планирование.

Для достижения хороших результатов в создании контента необходимо использовать контентную стратегию. Контентная стратегия создается задолго до написания реальных текстов. При стратегическом подходе к созданию контента необходимо сфокусироваться на трех основных  ключевых понятиях: анализ, редактирование и архитектура.[12]

Чем лучше проведен анализ контента, тем легче будет спланировать те действия, которые в конечном итоге позволят достичь поставленных целей. Анализ контента делится в свою очередь на: контентный аудит и контекстный анализ.

Контентный аудит необходимо проводить для понимания текущей ситуации с контентом, которая имеет место быть в данный момент времени. По итогам аудита можно ответить на следующие вопросы:

  • Какие виды и форматы контента имеются?
  • Какие темы уже освещены на сайте?
  • Каково качество контента?
  • Как структурирован контент?

В контекстном анализе рассматриваются элементы, которые окружают и влияют на контент. Как минимум, необходимо сосредоточиться и ответить на главные вопросы:

Цель.

  • какова цель деятельности вуза?
  • Как контент поможет достигнуть этой цели?

Пользователи/Целевая аудитории.

  • Кто те пользователи или люди, которых необходимо привлечь или на которых нужно повлиять;
  • Каким образом пользователи ищут контент – на веб-сайтах, в социальных сетях?

Процесс.

  • Каким образом вы создаете и контролируете контент?
  • Что делают ваши конкуренты по контенту?

На этапе редактирования необходимо ставить следующие вопросы:

  • Какой тон и стиль написания должен быть у контента, чтобы привлекать и доводить действия пользователей до конверсии?
  • Какие темы должны содержаться в контенте? И когда необходимо освещать конкретные темы?
  • Кто будет нести ответственность за контент и за какой именно?
  • Каким стандартам и параметрам должен соответствовать контент, чтобы его приняли?

Архитектура контента отвечает на вопрос: как будет организован контент структурирован и на какие сегменты целевой аудитории он будет нацелен?

Планирование архитектуры контента может начаться с работы над картой сайта, но только этим не должна заканчиваться. Если архитектура контента спланирована хорошо, то можно одним выстрелом убить двух зайцев. И поисковые системы, и пользователи найдут свой контент, не затрачивая на это много усилий. Здесь необходимо сосредоточиться на том, как контент будет способствовать привлечению целевых пользователей.

Взаимодействие трех сил.

До запуска проекта: нужен анализ структуры контента сайта.

Когда необходимо пересмотреть контент на существующем сайте или когда запланировано создать новый проект, нужно сфокусироваться, прежде всего, на анализе, затем на редактировании и только потом на архитектуре.

Почему архитектуру на последнем месте? Потому что в этом случае не нужно будет тратить время и энергию, планируя зоны сайта, которые могут и не понадобиться вовсе.

После запуска проекта: анализ и внесение поправок.

После запуска проекта, работа не должна останавливаться. Нужно проанализировать, как контент работает. Необходимо изучить, как пользователи ведут себя под действием данного контента. Нужно постоянно следить за трендами в копирайтинге и веб индустрии в целом, выявлять проблемы и возможности, вносить правки.

Не важно, насколько превосходен дизайн сайта, не важно, насколько элегантна навигация по сайту, рано или поздно посетители будут принимать решение о сотрудничестве на основании того, что они прочитают.[13] В процессе написания копирайтинга можно допустить пять главных ошибок:

1) Описание всех своих достоинств. Контент – маркетинг.

Многие копирайтеры грешат тем, что часто описывают не образовательные программы (ОП), а свое превосходство над другими. Проблема состоит в том, что посетители не захотят читать историю о величии организации, им нужна четкая и полная информация о продуктах и преимуществах приобретения.

Необходимо обратить внимание на следующее:

  • установка словарного лимита, это заставит писать кратко и по делу;
  • фокусировка на «опыте» заставит думать о целевой аудитории и писать текст именно под запросы пользователей;
  • цель любой страницы на сайте состоит в том, чтобы максимально заинтересовать посетителя. После прочтения информации о том, что сулит им сотрудничество с вузом, что он прочитает и о свойствах, и о преимуществах образовательных продуктов и программ вуза (ОП);

Некоторые рекомендации по написанию текстов:

  • перед стартом создания копирайта, необходимо собрать мнения студентов. Спросить их, почему они выбрали вуз именно ваш или почему не стали учиться дальше, а также поинтересоваться, как обучение в вузе повлияло на них;
  • ассоциировать каждое свойство ОП с преимуществом, и каждое преимущество с полученными от них выгодами;
  • попросить студентов прочитать наброски текста, а затем объяснить, по какой причине они захотели бы выбрать вуз или ОП;
  • проделать то же самое с человеком, который ничего не знает о вузе и ОП.

2) Нечеткое выражение целей.

3) Игнорирование мета-тегов.

В среде веб не только внутренний контент имеет значение, еще большее значение имеют мета-теги, на которые посетитель ориентируется при поиске информации в поисковых системах. Мета-теги имеют огромное влияние на пользовательские факторы и конверсию.

  • мета Title содержит в себе основное ключевое слово и состоит из 65 символов и менее. Посетители видят Title в закладках броузера, а также в результатах поисковой выдачи. Это самая важная часть информации для поисковых систем типа Google.
  • мета Description – состоит из 155 символов и менее, это отрывок текста, который отображается под ссылкой на вашу страницу в поисковых системах.

4) Длинные тексты

5) Слабая или вовсе отсутствующая мотивация к действию

Даже если принять в расчет замечательно написанный текст, он все равно не будет завершенным без мотивации к действию –  человек, после прочтения копирайта должен четко понимать, что он должен сделать для получения того или иного блага.

Структура контента тесно связана с навигацией. Тут важно иметь в виду организацию логики этой взаимосвязи. Важно не иметь тупиковых страниц. Обращать внимание на наличие лишних, тем более, пустых страниц и незаполненных разделов.

Тут большая проблема с переводом части контента на иностранный язык. Есть проблема, какую информацию переводить, а какая информация не имеет принципиального значения для внешнего глобального пользователя. Конечно, как минимум нужен перевод на английский язык, но могут быть и версии других иностранных языков, в зависимости от региональной и целевой стратегии вуза. Проблема выбора той части контента, который необходимо переводить с русского на иностранный язык решается просто.

Надо понять с какими представителями целевой аудитории, сегментами рынка высшего образования вуз планирует иметь дело. Это могут быть и абитуриенты, студенты: бакалавры и магистры, аспиранты и преподаватели, нацеленные на стажировки, все, кто участвует и планирует участвовать в международном обмене и т.п. В каждом вузе есть международный отдел, управление. Не трудно разораться какую информацию необходимо перевести сегодня и в последующее время.

Для сайта вуза – контент всему голова! Главным и обязательным условием для обеспечения видимости контента сайта является его наличие, размещение на сервере и заполнение необходимой информации. Робот поисковой системы запишет в базу данных только тот контент, который есть и будет его выдавать по соответствующему запросу.

Среди вузов в России самый большой по «весу» контент принадлежит МГУ, МГТУ, Санкт Петербургского университета, Томского государственного университета, Казанского государственного университета и других старейших вузам. Только один этот факт позволяет этим вузам занимать престижные позиции в международных глобальных рейтингах: THE, QS, ARWU и других.

Сайт МГУ содержит самый большой объем контента.  Это порождает для его разработчиков проблему его структурированности, удобной навигации и современного оформления дизайна. По дизайну сайт МГУ им. М.В. Ломоносова серьезно уступает место другим сайтам менее престижных вузов.

Необходимо проводить аудит контента.  «Чистка» контента проводится редакторами, модераторами сайта. Поищите ответы на такие вопросы:

  • Проверяется все ли ссылки работают верно, и куда они ведут?
  • Следует задаться вопросами. Если в навигации использованы иконки, то есть ли к ним текстовое пояснение или всплывающие подсказки?
  • Есть ли ссылки обратной связи?
  • Позволяет ли навигация вернуться на предыдущие подуровни?
  • Не слишком ли разделы и контент сайта утомляет пользователя чтением?
  • Найдут ли «юзеры» на сайте то, что искали?
  • Достоверна ли приведенная информация?
  • Понимают ли пользователи всю информацию и термины?
  • Имеется ли понятный способ перехода между последовательно связанными страницами и разделами сайта? Для того чтобы найти нужную информацию, пользователю не следует делать более 3-5-ти кликов.
  • Есть ли грамматические или синтаксические ошибки в тексте? Это, кстати, большая проблема. Некоторые веб-лабы считают, что они должны только размещать информацию, которые подготовили структурные подразделения вуза. Тут есть одна серьезная «засада». В случае потери централизованного контроля, модерирования контента на сайте и в сетях, можно попасть в очень щекотливую ситуацию и нанести ущерб имиджу вуза.

Для того, что наглядно продемонстрировать как проводится анализ сайта вуза и оценка его сильных и слабых сторон, обратимся к конкретным примерам оценке эффективности сайта РГГУ по отдельно выделенным нами параметрам.

  1. Видимость сайта вуза в Интернет.

Оценка критерия видимости сайта в Интернет проводится на основе следующих параметров:

  • Яндекс тИЦ;
  • Присутствие сайта в Яндекс.Каталог;
  • Google PageRank (PR);
  • Присутствие сайта в Dmoz;
  • Alexa Rank;
  • Место сайта в рейтинге Webometrics.

Необходимым условием проведения аудита сайта вуза для определения популярности частей сайта и контентных притязаний пользователей по отношению к отдельным его страницам является проведение специалистами веблаб. доступной для них аналитики посещаемости сайта.

Рекомендации по критерию: «Видимость сайта в Интернет»:

  • Yandex тИЦ
  • Google PageRank (опущен в виду хорошего показаетля)
  • AlexaRank
  • Место сайта в рейтинге Webometrics

Ниже будут приведены проблемы в отношение каждого критерия и предложены меры по совершенствованию.

  1. Yandex тИЦ

Основная проблема: низкое значение показателя

Решение:

Не стоит переживать по поводу Yandex тИЦ, он нарастет сам со временем, необходимо лишь развивать сайт.

Существует множество путей наращивания тИЦ – легальные и нелегальные методы.

К нелегальным видам наращивания показателя тИЦ относятся:

  • Создание и перелинковка сетки сателлитов
  • Покупка ссылок через агрегаторы на тематических ресурсах
  • Покупка статей на тематических сайтах
  • Регистрация сайта в каталогах, форумах и т.д.

Такие меры в основном принимаются, если говорить о частном секторе – разнообразные интернет-магазины, корпоративные веб-сайты, блоги.

Если же говорить о сфере высшего образования, то стоит отметить, что такой подход к продвижению сайта и наращиванию тИЦ совсем не подходит. Вузу необходимо не покупать ссылки, а делать так, чтобы сторонние тематические ресурсы сами ставили ссылки на веб-проекты университета.

Способы получения внешних ссылок на сайт:

Создавать вокруг себя события, о которых захочется написать. Уникальные семинары, конференции, круглые столы, приглашать грамотных спикеров, на которых нацелены взгляды блогеров и профессиональных порталов. Тематичным порталам тоже необходимо обновлять свои новости и события, поэтому они с радостью напишут про такое мероприятие.

Размещать статьи преподавателей на сторонних тематических ресурсах или в специальных базах данных с обратной ссылкой на вуз.

Создать собственные электронные справочники и базы данных, которыми будут пользоваться и ссылку, на которые будут ставить на сторонних ресурсах. Явным примером такого подхода можно назвать сайт НИУ ВШЭ – http://www.hse.ru/org/hse/primarydata/. Можно с большой уверенностью сказать, что на данные материалы охотно ставят ссылки, тем самым увеличивая PR и тИЦ ресурса.

Создать и развивать собственные электронные журналы с актуальной информацией, на них также будут с удовольствием ставить обратные ссылки. Пример такого подхода можно также заметить у НИУ ВШЭ – http://www.hse.ru/science/journals.

Выше уже говорилось о публикациях преподавателей, которые РГГУ мог бы размещать на сторонних ресурсах и базах данных, но можно также создать специальный раздел на собственном сайте, куда можно, с таким же успехом, размещать статьи. На сайте РГГУ можно уже найти ссылку на раздел «Блоги», но пока серьезного движения в этом направлении нет. Например, блог профессора РГГУ Шевченко Д.А. – shevchenko.rggu.ru. Хотя блог совсем «молодой», на нем уже замечена активность: комментарии, обсуждения, дискуссии, подписка на обновления, – это все развивает не только данный блог, но и сайт РГГУ в целом.  Если таких блогов будет много, то и общий сайт РГГУ будет развиваться параллельно с такими микро-сайтами. РГГУ передает свой PR блогам, блоги передают свой PR РГГУ, вот такой своеобразный обмен. Примерами подобного подхода являются:

1) НИУ ВШЭ  – http://publications.hse.ru/, http://www.hse.ru/science/reports;

2) МГТУ им. Н.Э. Баумана – http://www.bmstu.ru/ps/.

Выпускать серии препринтов и публиковать их на собственном ресурсе. Явным примером такого подхода является та же ВШЭ – http://www.hse.ru/org/hse/wp/.

Создать собственный видео-портал, там можно размещать короткие мастер-классы, интервью, различные дискуссии, можно выносить на суд общественности спорные вопросы.  Пример такого сайта – http://www.hse.ru/video/. Для раскрутки такого ресурса можно использовать два вида технологий: можно добавить на сайт youtube собственный канал и размещать видео там, тем самым включая в дискуссию людей, которые никогда и не задумывались об РГГУ. Они не только могут повышать рейтинг канала, но и будут переходить на сайт издателя, что принесет сайту дополнительный трафик. Второй вариант – сделать собственный плеер и код вставки видео на сторонние ресурсы, естественно со ссылкой на РГГУ, тогда люди, желающие поместить видео на своем сайте будут вместе с ним ставить ссылку на РГГУ, что опять же повлияет положительно на цитируемость. Кстати, ВШЭ выбрала именно второй путь.

Еще одна хитрость, которую совершила ВШЭ – это создание собственного мониторинга. Возникает такое ощущение, что были проведены исследования до вступления России в ВТО, выявлены тенденции и под эту шумиху, чтобы обезопасить себя, ими был создан мониторинг.

Резюмируя вышесказанное, необходимо сказать, что тИЦ сайта вуза зависит от его активности и от того, насколько будет возможным создать такие микро-порталы, здесь речь идет как о технической стороне вопроса, так и о финансировании. Необходимо понимать, что если веб-проект вуза не будет развиваться и не будет в тренде, то и не будет высоких позиций в рейтингах и поисковой выдаче.

  1. AlexaRank

Основная проблема: высокий показатель AlexaRank

Решение:

Данный показатель может значительно влиять на позиции веб-сайта в международном рейтинге Вебометрикс, т.к. данный рейтинг основывается на данных MajesticSeo.  В данном разделе не будем еще раз повторять, что стоит поработать над навигацией и структурированием контента, чтобы пользователи дольше оставались на сайте и просматривали большее количество страничек за сессию. Необходимо добавить к этому и развитие проекта в целом, о чем говорилось выше. Необходимо заинтересовать пользователя, чтобы он возвращался на сайт и рекомендовал его своим «друзьям».

  1. Функции Академии Google

  • Поиск по различным источникам с одной удобной страницы
  • Поиск статей, рефератов и библиографических ссылок
  • Поиск полного текста документа в библиотеке или сети
  • Получение информации об основных работах в любой области исследований.

Академия Google классифицирует статьи так же, как и ученые, оценивая весь текст каждой статьи, ее автора, издание, в котором статья появилась, и частоту цитирования данной работы в научной литературе. Наиболее релевантные результаты всегда отображаются на первой странице.

Google Scholar на своей официальной странице http://scholar.google.com/intl/ru/scholar/about.html мотивирует издателей и библиотеки на то, чтобы они выкладывали в свободный доступ научные материалы.

Исходя из вышесказанного, вузам можно порекомендовать сотрудничать с Google и позволить системе индексировать свои материалы. Тем самым можно очень здорово поднять цитируемость и количество доступного материала. Главная цель Вебометрикс – определить, на сколько вуз открыт для общества, именно количество свободно распространяемого научного материала в Google Scholar определяет этот Параметр.

И последний Параметр, о котором стоит сказать – количество «богатых» файлов. Для того, чтобы увеличить количество подобных файлов можно предложить дублировать все материалы на сайте в формате pdf, поисковые системы с удовольствием индексируют файлы данного формата и увеличивают свою степень к таким ресурсам. Можно также предложить выкладывать лучшие работы студентов в формате doc, pdf и ppt, как это делает кафедра маркетинга и рекламы РГГУ. Таким образом вуз покажет не только то, что проект постоянно растет и развивается, но и что студентам даются творческие задания и кейсы, кторые необходимо решить.

Эффективность мероприятий направленных на  совершенствование интернет-маркетинга вуза, а также оценка его конкурентоспособности на рынке, необходима для обоснования их проведения. Показатели эффективности могут быть представлены в числовом и процентом соотношении. Основным фактором оценки эффективности является увеличение показателей тИЦ, AlexaRank, улучшение показателей веб-аналитики и, как следствие, повышение позиции сайта вуза в рейтинге Webometrics после проведения предложенных мер.

Ответим еще раз на вопрос, зачем вузу вкладывать силы и ресурсы в развитие проекта. Выделим основные преимущества данного предложения:

  • Прирост тИЦ.
  • Увеличение общей цитируемости.
  • Увеличение PR и влияния Университета в целом.
  • Увеличение входящего трафика.
  • Увеличение количества просматриваемых страниц.
  • Увеличение количества времени пребывания на сайте.

Любой проект можно сделать собственными силами или же отдать на аутсорсинг, все зависит от целей и задач, поставленных руководством и от возможности создания подобных продуктов на основе своих трудовых ресурсов.

  1. Эффективность принятых мер: общий тренд, который можно будет определить по статистике, будет идти плавно вверх по всем параметрам, которые нас интересуют, так, в среднем можно будет заметить увеличение показателей, как обозначено в таблице (табл. 5.1):

Таблица 5.1. Эффективность предложения по созданию микро-сайтов

Показатель Прирост
тИЦ 5-8%/мес.
Общая цитируемость 10-15%/мес.
Входящий трафик 10-15%/мес.
Просмотр страниц 4-5 страниц/сессия
Время, проведенное на сайте 5 минут/сессия

 

Стоит понимать, что подобных результатов можно добиться только при условии постоянного обновления контента на микро-сайтах и активного PR в социальных сетях, в том числе YouTube. Необходимо также отметить, что с развитием проектов вуза возрастет не только PR вуза в сети, но и в оффлайн среде.

  1. Оценка эффективности сотрудничества с Google Scholar. Для того, чтобы информация издателя была доступна, прежде всего, стоит создать так называемое научное издание, заполнять его уникальным материалом и позволять системе Google индексировать контент, в этом случае стоит отметить, что чем больше материала будет переведено на иностранные языки, тем больший рейтинг заслужит публикация. Рейтинг различных видов одной и той же статьи суммируется и влияет на общий рейтинг публикации и цитируемость. В данном случае прямые расходы сложно посчитать, потому что основная проблема, с которой может столкнуться вуз – мотивация ППС на создание таких научных трудов. Очевидны преимущества вузов, имеющих научные библиотеки. В данном случае веб-лаборатории необходимо поработать с таким источником внутренней информации, как библиотека и внести ссылки в Google Scholar, чтобы они были доступны извне. Опять же здесь сложно подсчитать количество затраченных ресурсов, такая работа будет выполняться сотрудниками вуза, стоит предположить, что затратами будут являться расходы на заработную плату, умноженную на затраченное время, время же зависит в свою очередь от объема работы.
  2. Webometrics. Основная проблема: низкие позиции в рейтинге российских вузов.

Решение:  рейтинг Вебометрикс оценивает сайты высших учебных заведений по следующим параметрам:

  • Размер сайта (количество опубликованных страниц).
  • Видимость (количество внешних входящих ссылок).
  • Богатые файлы (Adobe Acrobat (PDF)., Adobe PostScript (PS и EPS..), Microsoft Word (DOC и DOCX.) и  Microsoft PowerPoint (PPT и PPTX..).
  • Google Scholar.

Необходимо еще раз вернуться к вопросу о том, что рейтинг Вебометрикс ориентируется на результаты аналитики MajesticSEO, по показателям которого, например, РГГУ выглядит не в самом лучшем свете на предмет наличия обратных тематических ссылок на сайт.

Вебометрикс также оценивает, сколько публикаций на сайте вуза переведены на иностранные языки. Если говорить опять об РГГУ, то на сайте создан модуль перевода контента на английский язык и веб-лаборатория совместно с контент-менеджерами занимаются этим вопросом, но все же, чтобы действительно интегрироваться в международную систему образования, необходимо, чтобы все публикации и материалы просто автоматически были переведены на английский язык.

Еще один важный Параметр для Вебометрикс – количество научных публикаций по данным Google Scholar. Академия Google позволяет без труда выполнять обширный поиск научной литературы. Используя единую форму запроса, можно выполнять поиск в различных дисциплинах и по разным источникам, включая прошедшие рецензирование статьи, диссертации, книги, рефераты и отчеты, опубликованные издательствами научной литературы, профессиональными ассоциациями, высшими учебными заведениями и другими научными организациями. Академия Google позволяет найти исследование, наиболее точно соответствующее вашему запросу, среди огромного количества научных трудов. [14]

Рейтинг Вебометрикс включает в себя такой Параметр, как цитируемость по Google Scholar, если вуз последует вышеизложенной рекомендации и вплотную займется предоставлением доступов к научным трудам преподавателей и библиотеке, то общая цитируемость материалов даст большой прирост и, как следствие, позиции вуза в рейтинге Вебометрикс, и не только в нем, вырастут, что повлияет на PR вуза в целом и привлечет новых клиентов и внимание общественности, государства и мирового научного сообщества в целом.

Вместе с тем, эффективность предложенных мер можно измерить увеличением критерия внешних входящих ссылок на сайт и увеличении входящего трафика, что отразится в результатах инструментов веб-аналитики MajesticSEO и на позиции вуза в международных рейтингах.

  1. Дизайн сайта вуза

Дизайн сайта вуза – «лицо» вуза.

По нашему мнению, этот Параметр должен включать в се6я, как минимум, такие параметры – переменные как:

1 – Целостность стилевого оформления

2 – Читабельность шрифта

3 – Сочетаемость с оформлением микросайтов

4 – Удобство просмотра фото/видео

5 – Кроссбраузерность и кроссплатформенность

Краткие комментарии по некоторым параметрам:

Целостность стилевого оформления. Очень важно, чтобы сайт имел единую цветовую гамму, своеобразное стилевое оформление, которое будет восприниматься как визитная карточка того или иного сайта. Необходимо также, чтобы сайт имел в своей основе те же цвета, которые используются в фирменном стиле образовательного учреждения.

Различают такие стили web-дизайна:

конструктивный дизайн. Цветовая гамма сайта сдержанная, в основном с элементами одного цвета разных оттенков и с акцентами другого, более активного цвета. Элементы стиля в своей основе имеют геометрическую (не всегда строгую) форму. Фотографии чаще всего стилизованы;

стилевой дизайн. Сохраняется или адаптируется под корпоративный стиль вуза. Логотипы, шрифты, фото обработаны и размещены в соответствии с визуальным фирменным стилем вуза;

художественный дизайн. Можно встретить коллажи, активное использование большого количества цветовых решений с целью создания определенного эмоционального фона страниц и микросайтов. Сюда можно отнести нестандартные художественные шрифты, достаточно свободные структурные схемы;

текстовый дизайн, созданный с помощью элементов верстки. Основное внимание уделяется заголовкам, подзаголовкам, размеру шрифтов, расположению текстовых блоков, линейкам. Часто используется вузами, такими как НИУ ВШЭ и др. С точки зрения маркетинга конструктивный и стилевой дизайн сайта вуза предпочтительней, так как он может усиливать кумулятивный эффект воздействия на целевую аудиторию вуза, способствовать более эффективному продвижению вуза.

Сочетаемость с оформлением микросайтов. Необходимо учитывать, что пользователь, увидев новое стилевое оформление станицы, первым делом проверит, все ли он еще находится на том же сайте. Поэтому все страницы сайта должны быть оформлены с использованием единых дизайнерских элементов. Например, на каждую страницу микросайта может быть добавлена главная панель навигации основного сайта с возможностью ее скрыть. Таким образом, микросайт не потеряет своей индивидуальности, но будет демонстрировать элемент принадлежности к тому же образовательному учреждению. Тем самым вы добиваетесь единства фирменного стиля и убедительного восприятия страниц и микросайтов сайта.

Удобство просмотра фото/видео.

Кроссбраузерность и кроссплатформенность. Возможность открыть сайт с использованием любого браузера в значительной степени повышает степень удовлетворенности сайтом. Как известно, большинство пользователей привыкает к использованию 1-2 браузеров. Недоступность сайта с определенного браузера отпугивает или вызывает раздражение у определенной целевой аудитории.

Создание дизайна сайта не может идти в отдельности от целей интернет-маркетинга, преследуемых организацией, поэтому до старта процесса разработки проекта необходимо провести ряд работ, направленных на выявление задач сайта, целевой аудитории и концепции.[15]

Зарубежный специалист Келли Гото в своей книге «Веб-редизайн»[16] также отметила, что созданию проекта предшествуют такие важные этапы, как выяснение, планирование и уточнение. По словам Гото: «Эта фаза охватывает все, что касается сбора и анализа информации, необходимой для осмысления масштабов проекта и подготовки к началу работ». Необходимо сказать, что этапу создания дизайна сайта предшествует наверно самый важный этап – планирование, который позволит как разработчикам, так и клиенту ответить на три вопроса:

  1. Каковы цели создания веб-сайта?
  2. Для кого создается веб-сайт?
  3. В чем будет выражаться конверсия веб-сайта?

Стадия планирования –  самая важная из всех стадий, потому что все, что было решено и обозначено на этом уровне повлияет на весь проект в будущем. Стоит также отметить, что именно на данной стадии заказчик должен полностью включиться в процесс и направлять его.

Анализ информации включает в себя сбор информации об основных целях клиента, целевой аудитории, детальное рассмотрение особенностей проекта, именно на данном этапе необходимо собрать столько информации, сколько возможно.

На стадии разработки концепции проекта создается документ, где делаются краткие выводы по информации, которая была собрана на предыдущем шаге. Этот документ обычно достаточно лаконичен, он служит для четкого описания пожеланий заказчика и концепции проекта.

Карта сайта необходима для пользователей, которые запутались в структуре проекта или которым необходимо что-то быстро найти. Здесь содержится простое перечисление основных разделов сайта и страниц – необходимо для общего понимания структуры проекта.

Стадия дизайна обычно включает в себя интерпретацию информации, собранной на стадии планирования, в четкую графическую форму.

Стадия планирования каркаса и элементов дизайна – это стадия, где визуальный шаблон сайта начинает принимать форму. Используя информацию, собранную на стадии планирования, необходимо начать создание дизайна сайта, используя метод каркасов. На данном этапе в качестве инструментов можно использовать карандаш и бумагу, а также специальное программное обеспечение.

Создание макета сайта в Photoshop – самый хороший способ, если вы собираетесь вносить какие-либо изменения в дизайн. В данном случае макет сайта разбит на слои и ими можно легко манипулировать.

Этап представления дизайна заказчику и утверждение дизайна может быть завершен только тогда, когда обе стороны, разработчик и заказчик, удовлетворены результатами работы. Здесь еще можно вносить изменения в дизайн. После утверждения и перевода макета сайта в цифровой вид большое количество значительных изменений разработчики могут отказаться внести.

Нарезка макета и перевод дизайна в валидный код XHTML/CSS – это фаза программирования. Здесь разработчики режут макет и переводят его в код XHTML/CSS, чтобы получить основной дизайн сайта в цифровом виде. Прежде чем перейти на следующую стадию работы необходимо убедиться, что создана рабочая валидная верстка.

Дизайн сайта имеет большое значение в технологии интернет-маркетинга, веб-сайт должен быть привлекательным и понятным, должен отвечать требованиям целевой аудитории сайта, информация о которой собирается на этапе планирования. Дизайн сайта необходимо делать простым и понятным, шрифты должны быть стандартными для одинакового отображения в различных браузерах и платформах, заголовки и сам размер шрифта должен быть крупным. [17]Зарубежные эксперты опытным путем выявили, что необходимо использовать темные цвета шрифтов на светлом фоне для улучшения читабельности, а также не эксперементировать с видами шрифтов и выбирать стандартные – Arial, Times New Roman[18]. При создании дизайна и верстки сайта его обязательно нужно протестировать на предмет кроссбраузерности[19] и кроссплатформенности (в настоящее время мобильные устройства используются повсеместно, поэтому при верстке сайта необходимо это учитывать и использовать технологии адаптивной верстки).

Стилевое оформление сайта должно быть целостным – это означает, что на всех страницах сайтах шрифт текста, заголовков, ссылки, интерактивные элементы должны выглядеть в едином стиле. [20] В настоящее время сложно себе представить сайт, где нет графических и видео материалов, поэтому и инструменты просмотра должны быть удобными, необходимо следить, чтобы при нажатии на картинку клиента не перебрасывало на страничку, содержанием которой является та же картинка в увеличенном виде – это только снижает удобство пользователей.

Главной особенностью и сложностью в дизайне сайтов крупных проектов, вроде сайта вуза, является соблюдение единого стиля для всех микросайтов веб-проекта. Таким образом, можно отметить, что, сколько бы у вуза ни было микро-сайтов, все они должны явно показывать пользователям свою принадлежность к главному веб-сайту вуза.

Микросайты создаются по нескольким причинам:

  • Облегчение навигации по сайту.
  • Выделение главных направлений деятельности вуза.

Деятельность вуза можно условно разделить на две категории – учебная деятельность и внеучебная деятельность. Микросайты часто создаются, чтобы разделить эти два вида деятельности. Так, на сайтах вузов отдельными блоками выделены порталы для студентов, выпускников, участников, принимающих участие в культурной жизни вуза, печать вуза, внутренние газеты и проекты, а также кафедры и факультеты вуза.

  • Выделение целевых аудиторий вуза.

На сайтах вузов часто встречаются микро-сайты для целевых аудиторий: сайты для поступающих на первое высшее образование, на второе высшее образование, аспирантам, магистрантам и т.д. Часто, такие микросайты, имеют свой уникальный дизайн и отвечают требованиям клиентов. Таким образом, дизайн и подача информации на сайтах для абитуриентов и аспирантов должны отличаться друг от друга, но, в то же время, на таких сайтах должна четко прослеживаться связь с основным сайтом вуза – необходимо обязательно размещать логотип вуза и ссылку на основной домен.

Сайт вуза должен отличаться своей простотой и строгостью стиля, на таких сайтах не должно быть пышных элементов и большого спектра используемых цветов, достаточно выбрать 3-4 основных цвета и создавать элементы дизайна и сам дизайн в целом, опираясь на выбранные цветовые схемы.

Шрифты и систему навигации (имеется в виду визуальное представление) для основного сайта и микросайтов необходимо выбирать одни и те же, чтобы стиль, выбранный вузом, был везде узнаваем и всем понятен. С развитием мобильных технологий и выходом новых версий браузеров необходимо следить за тем, чтобы сайт был кроссбраузерным и кроссплатформенным – чтобы сайт выглядел одинаково на всех платформах и во всех браузерах, даже в самых старых версиях.

  1. Интерактивность сайта вуза.

Интерактивность – наличие и качество интерактивного функционала сайта, в том числе, его коммуникационные возможности. Для оценки сайтов вузов по этому критерию выделяются следующие параметры:

  1. Наличие обратной связи
  2. Наличие ссылок на социальные сети
  3. Возможность подписки
  4. Обновляемость информации
  5. Наличие внутренней информационной системы
  6. Возможность размещения кнопки на другом сайте.

Параметр 1 – наличие обратной связи. Наличие количества сервисов фидбек.

Параметр 2 – наличие ссылок на социальные сети Вконтакте, Фейсбук и пр.

Параметр 3. Подписка на новости. Ориентированный на пользователей способ получения последних новостей с использованием рассылки по электронной почте или формата RSS. Оценивается только наличие или отсутствие возможности подписаться на получение новостей сайта.

Параметр 4 – показатель обновляемости информации. Проверяется местом в рейтинге поисковых систем.

Параметр 5. Возможность регистрации на сайте. Важным механизмом налаживания устойчивой взаимосвязи с пользователями является возможность зарегистрироваться на сайте для получения доступа к скрытому контенту для гостей сайта или получения иных привилегий после регистрации.

Параметр 6. Наличие внутренней информационной системы (вход по логину и паролю). Внутренняя система общения и обмена информацией, доступная преподавателям и студентам дает возможность оперативного взаимодействия (информирование об изменении расписания, рассылка заданий и доступ к некоторым материалам). Доступность независимо от местонахождения и времени также является огромным преимуществом.

Параметр 7. Возможность размещения кнопки на другом сайте. Для улучшения технических характеристик сайта необходимым условием являются внешние ссылки. Авторский дизайн кнопки, предложенный для размещения на любом другом сайте, позволяет выгодно выделить учебное заведение на постороннем ресурсе.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». В Интернете одним из участников взаимодействия является, безусловно, человек. Для того же, чтобы говорить о другом субъекте, следует выделить цели, преследуемые человеком в Интернете:

  • получение информации;
  • общение с другими людьми.

Взаимодействие может осуществляться с:

  • ресурсом Интернета;
  • другим человеком, с которым данный пользователь осуществляет общение посредством служб Интернета (электронная почта, ICQ, web-форум и пр.).

Степень интерактивности — это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели.  Элементами интерактивности являются все программные модули (функции сайта), с помощью которых человек (пользователь) может взаимодействовать с сайтом или другим человеком, посредством этих инструментов.

Рассмотрим часто используемые программные модули:

Регистрация посетителейможет облегчить процесс сбора информации о пристрастиях и интересах ваших потенциальных клиентов и партнеров. Регистрация и последующая авторизация посетителей не должна носить обязательный характер. Это значит, что незарегистрированный пользователь должен иметь доступ к основной части информации на сайте, но для авторизованных пользователей в таком случае необходимо продумать дополнительные сервисы и преимущества перед незарегистрированными пользователями, тем самым стимулируя регистрацию.

Опросы посетителей как естественное продолжение регистрации или как отдельное мероприятие помогают не только составить портрет вашей аудитории, но и понять, что ей нравится (не нравится) на вашем сайте и в вашей работе в целом. Результат опроса может стать аргументированным основанием для расширения спектра услуг или продаваемых товаров, изменения облика сайта, иных нововведений.

Форумы и гостевые книги могут с успехом выполнять функции администрации, заменяют книгу жалоб. Необходимо, с одной стороны, постоянно обращать внимание посетителей на возможность высказаться, задать вопрос, получить консультацию. С другой стороны, нужно пристально следить за такими обращениями и максимально оперативно на них реагировать.

Новостная лента является обязательным элементом в корпоративном сайте. Наиболее динамичным и читаемым разделом на сайте, как и полагается информационной среде, будут новости. Здесь можно публиковать пресс-релизы, кадровые изменения, вакансии, деловые предложения, объявления о снижении цен и проведении маркетинговых акций.

Целевые почтовые рассылки можно производить вручную или используя соответствующие программы, которые позволяют отправлять стандартное сообщение большому числу получателей.

Возвратная формаэто окно, в которое пользователь вводит свой запрос или информацию и, нажав на кнопку «отправить», сообщение уходит на e-mail.[21]

[1] Методика была разработана при участии Ю. В. Локтюшиной. См. об этом подробно: Шевченко Д. А., Локтюшина Ю. В. Эффективность веб-сайтов высших учебных заведений. Методика оценки. М.: ННОУ МИПК, 2014.

 

[2] Шевченко Д.А. См. там же.

[3] Якоб Нильсен «Веб-дизайн» / Якоб Нильсен. – М.; Символ-Плюс, 2008.

[4] Kayla Knight Planning and implementing website navigation / Smashingmagazine // http://www.smashingmagazine.com/2011/06/06/planning-and-implementing-website-navigation/

[5] Paul Boag Navigation for mega-sites / Smasingmagazine // http://www.smashingmagazine.com/2013/03/27/navigation-mega-sites/

[6] Напомним, что виджеты — это специальные блоки, которые расположены в сайдбаре (боковой колонке, их может быть несколько) сайта и выполняют  функцию, связанную с отображением определенной информации. Они могут нести просто текстовую информацию (рубрики, страницы), а также содержать html-код или JavaScript (счетчики, рекламные баннеры, ссылки). Твердых рекомендаций, как и в каком порядке располагать те или иные виджеты в сайдбаре, нет. Все зависит от тематики ресурса, полноты и глубины контента.

[7] Kayla Knight Planning and implementing website navigation / Smashingmagazine // http://www.smashingmagazine.com/2011/06/06/planning-and-implementing-website-navigation/

[8] Хлебные крошки (навигационная цепочка, англ. Breadcrumbs) – это элемент навигации по сайту, который представляет собой путь от корня сайта, до текущей страницы, на которой в настоящий момент находится пользователь. Хлебные крошки обычно представляют собой полосу в верхней части страницы, обычно под шапкой сайта. Имеют следующий вид: Главная страница / Раздел / Подраздел / … / Текущая страница.Кстати, название «Хлебные крошки» было присвоено по аналогии с немецкой сказкой «Гензель и Гретель», в которой дети, когда их повторно завели в лес, не смогли найти дорогу обратно, так как вместо камешков оставили хлебные крошки, которые ВОследствии склевали лесные птицы.

[9] Jacob Gube Breadcrumbs in web design: examples and best practices / Smashingmagazine // http://www.smashingmagazine.com/2009/03/17/breadcrumbs-in-web-design-examples-and-best-practices-2/

[10] См. подробно: Постановление Правительства от 10 июля 2013 – № 582, в котором конкретно указано, какая информация должна быть размещена на сайте вуза в целях понимания объемов и полноты материальных и интеллектуальных ресурсов вузов, повышения прозрачности и доступности информации для абитуриентов и их родителей.  Также см. Закон «Об образовании в РФ», статья 29.

 

[11] В настоящее время проводится рейтинг деятельности Служб содействия занятости вузов. Процесс     рейтингования будет продолжаться по основным направлениям деятельности вузов.

[12] Coleen Jones Make your content make a difference / Smashingmagazine // http://www.smashingmagazine.com/2011/04/12/make-your-content-make-a-difference/

[13] Brad Shorr Five copywriting errors that can ruin a company’s website / Smashingmagazine // http://www.smashingmagazine.com/2011/06/29/five-copywriting-errors-that-can-ruin-a-company-website/

[14] Компания Google / Об академии Google // http://scholar.google.com/intl/ru/scholar/about.html

13 Luke Reimer Following a web design process / Smashingmagazine // http://www.smashingmagazine.com/2011/06/22/following-a-web-design-process/

[16] Келли Гото «Веб-редизайн» / Келли Гото. – М.; Символ-Плюс, 2008

[17] Дмитрий Кирсанов «Веб-дизайн» / Дмитрий Кирсанов. – М.; Символ-Плюс, 2008

[18] Jan Constantin Typographic Design Patterns and current practices (2013 Edition)/ Smashingmagazine // http://www.smashingmagazine.com/2013/05/17/typographic-design-patterns-practices-case-study-2013/

[19] Агеенко Я. В. Какой должна быть правильная HTML-CSS верстка сайта / Блог Агеенко Я. В. // http://www.yanajy.com/sdelay-sam/valinnaya-semanticheskaya-crossbrowsernaya-verstka.html

[20] Шевченко Д.А. См. там же.

 

[21] Агентство EuroSite Интерактивность сайта / Агентство EuroSite // http://www.euro-site.ru/articles/20

Поделиться публикацией в социальных сетях

Добавить комментарий