МАРКЕТИНГ РЫНКА ТРУДА 2003

16 мая 2003 года

В журнал «Маркетолог»

 

 

Маркетинг рынка труда

Какие профессии востребованы рынком?

 

Рынок труда традиционно понимается как взаимоотношения работодателей и работников. Рынок труда – это рыночный обмен между работником и работодателем. В этом случае работодатель предлагает в обмен за выполнение определенных функций работником денежное вознаграждение в форме заработной платы. Интерес работника, его главная цель – максимальный заработок. Заработок, доход работодателя определяется качеством продукции, которая зависит от работника, его профессиональных характеристик.

Есть ли проблема с трудоустройством специалистов в нашей стране?  Практически нет. По словам министра труда и социального развития, доля безработных составляет 3 % от всего трудоспособного населения.

Каков же реальный спрос на специалистов в нынешней ситуации?

Центром маркетинга и информационного менеджмента  Российского государственного гуманитарного университета и его подразделением – Службой содействия занятости студентов и выпускников проводится мониторинг рынка труда, исследуется спрос и предложение относительно основных  групп специальностей.

В качестве иллюстрации положения на рынке труда взята статистика сервера rabota.ru, которая дает возможность увидеть определенную тенденцию уровня спроса на специалистов.

 

График показывает, что спрос на IT-специалистов превышает спрос на все другие специальности, и от месяца к месяцу наблюдается его постоянный рост.

Заметен высокий спрос на секретарей и делопроизводителей. Он развивается волнообразно с тенденцией к повышению.

Отметим также высокий спрос на специалистов в области финансов и маркетинга.

Рассматривая рост спроса на специалистов в динамике можно заметить, что спрос на финансистов постоянно увеличивается. Значения составляли январь – 859, февраль – 1182, март – 1453, апрель – 1615. В целом рост спроса – 88 % за первых четыре месяца этого года.

Рост спроса на IT-специалистов за этот период составил 69 %, соответственно на секретарей и делопроизводителей – 61,8 %, на маркетинг – 60,5 %.

Рекламные агентства и отделы, PR – в начале года наблюдалось некоторое повышение спроса, затем он сохраняется на практически стабильном уровне с небольшими изменениями. В целом – 50,5 %.

Кадровые службы – наблюдается постепенный рост спроса на специалистов данной области. Значения в рубрике составили в целом – 45,8 %.

Юриспруденция – рост спроса в начале года, затем стабилизация. В целом – 43,1 %.

Компьютерный дизайн и верстка – спрос волнообразен, но к концу рассматриваемого периода наблюдается рост. В целом – 52 %.

Издательства и редакции – спрос также нестабилен и волнообразен, но со стремлением к снижению в конце рассматриваемого периода. В целом – 47 %.

Образование и культура – плавный прирост и стабилизация. В целом – 61 %.

Заметен рост спроса по всем направлениям. В среднем он составляет 58,5 %. Исключение составляет спрос на архитектуру и дизайн, который равен 104,3 %. Его можно объяснить сезонностью. Весна, как известно, пора строительства и обновления.

Современный российский рынок занятости жестко контролируется со стороны работодателей. Этот факт обуславливает структуру спроса населения на образование. Можно с известной долей условности сказать, что выбор профессии в вузах программируется рынком работодателя. Лишь немногие материально обеспеченные семьи могут позволить себе образование по вкусу.

Рынок труда и рынок образования находятся в неантагонистическом противоречии. Эти рынки объединяет один персонаж – студент-специалист, носитель знаний и умений, полученных в вузе и реализуемых на практике.

Рынок труда – это арена, где люди подбирают соответствующую работу.

Размер заработной платы является едва ли не единственным показателем ценности работника той или иной профессии.

Ниже на графике можно увидеть, кто же сегодня ценится дороже.

 

Таким образом, юристы, маркетологи и финансисты (читай экономисты) являются лидерами в оценке работодателями на рынке труда. Замыкает статистику тройка аутсайдеров: образование и культура, секретариат и делопроизводство.

Если проанализировать цены, которые берут вузы за подготовку этих специалистов, то можно сказать, что рынок спроса и рынок предложения имеет определенную ценовую сбалансированность. В среднем, цена за подготовку специалистов по этим профессиям $ 3-5 тыс. в год. В течение пяти лет получение этого образования специалисту обойдется в $ 15-25 тыс. Если учесть зарплату, которую обещают работодатели этим  специалистам, то их затраты на образование окупаются в течение 4-6 лет. Заметим, что именно этот срок требует уже обновления своего профессионального и образовательного уровня. В этом смысле специалисты этих профессий обречены работать на свое образование всю жизнь.

Проведенный анализ представляет собой всего лишь фрагмент рынка труда, который на самом деле более вариативен и многообразен.

Здесь представлена ситуация на внешнем рынке, т.е. то положение, которое складывается в период приема на работу. Взаимоотношения работодателя и соискателя в этот период регулируются исключительно рыночными ставками.

Известно, что рынок является многоуровневым. Внутренний рынок регулируется административными стандартами, характерными для того или иного предприятия. Это стоит подчеркнуть, т.к. продвижение специалиста по карьерной лестнице не прогнозируется. Заработная плата и доход на внутреннем рынке регулируется и административными, и личными факторами. Эта сторона рынка труда пока слабо изучается социологами.

В настоящем исследовании специалисты по маркетингу, PR и рекламе попали в число лидеров, наиболее востребованных и высоко оцениваемых (с точки зрения зарплаты) рынком труда в лице работодателей. Другие источники, отражающие положение на рынке труда, подтверждают это положение.

Какие конкретно должности предлагают работодатели специалистам в области маркетинга, PR и рекламы, и сколько они готовы им заплатить? Анализ вакансий, опубликованных в журналах «Маркетолог», «Индустрия рекламы», «Практический маркетинга» за 2002 год, позволяет нам составить краткий список этих специалистов.

Руководитель отдела маркетинга – $ 1500-2000 (в крупных компаниях – от $ 4000-5000)

Маркетолог – $ 1000-2000

Бренд-менеджер – $ 1500

Арт-директор – $ 1000-2000

Координатор проекта PR – $ 1200

Media Researcher – $ 1000-1800

Account Manager – $ 1000

Менеджер по работе с клиентами – $ 400-800 (с крупными клиентами – от $ 1500)

Мы не даем здесь подробных характеристик относительно необходимого образования для занятия этих должностей, т.к. карьера этих руководителей зависит скорее не от полученного образования в вузе, а исключительно от личных, волевых, профессиональных ресурсов и опыта работы на рынке каждого.

Поделиться публикацией в социальных сетях

Добавить комментарий