Маркетинг и социология. Р. Райс

29 июля 2002 года

 

Р. Райс

Маркетинг и социологию объединяет их творческая связь. Имея дело с конкретными проблемами, специалисты обоих направлений дискутируют о методах и теории. В последнее время такие журналы, как Маркетинг и маркетинговые исследования, Маркетинговые коммуникации, Практический маркетинг, Маркетолог, Индустрия рекламы и др., демонстрируют активную творческую дискуссию и полемику между учеными и специалистами.

Легко обнаружить различия в науках и дисциплинах, когда мы находим на теоретическом небосклоне и так же легко их потерять, когда мы занимаемся прикладными практическими исследованиями. Именно здесь границы противостояний утрачивают свое влияние, так как сама реальность требует приложения усилий такого объема, каким каждый из нас обладает.

В практическом плане различие между социологией, экономикой, психологией и маркетингом стираются полностью. И начинается обратный ход, когда мы приступаем к анализу социальных факторов.

Попытки “расквартировать” теоретические достижения социальных наук разрушаются как только мы начинаем иметь дело с практическим их использованием, когда мы начинаем заниматься прикладными исследованиями.

Без расширения исследовательских границ мы обрекаем себя на поверхностное, абстрактное и даже амебочное представление.

Любая гипотеза не может строиться на трендах, которые мы наблюдаем из окна кабинета. Гипотеза имеет не только абстрактную форму, но и социальную. Она зачем-то “формулируется и у нее должен быть конкретный “заказчик”.

Маркетинг имеет дело с поведением человека на рынке, он исследует человека-потребителя в момент его выбора товаров и услуг и обмена. Сам факт обмена делает человека конечным потребителем. В этом рыночном контексте человек экономический, человек психологический и человек социальный переплетаются и образуют потребителей, стремящихся удовлетворить свои насущные повседневные и иные потребности.

Маркетинг, как и социология, рассматривает поведение конкретных людей и групп в социально-исторических реалиях их жизни.

Мы ставим перед собой либеральные цели научить учиться (привить способность к самообразованию), научить работать (овладеть профессиональным мастерством и талантом), научить жить (самостоятельно ориентироваться в сложном мире, не теряя собственного смысла), научить жить совместно (быть полезным человеком для своей семьи, друзей и отечества).

Вот что такое обучение социолога-маркетолога в Российском государственном гуманитарном университете.

Если у нас шансы на успех. Здесь много “если”. Общественная наука “не спасет мир”. Как учить?

Если мы считаем, что студентов интересует то, что их заботит, то мы примем те ценности, которые нам подкладывают заинтересованные круги.

Если мы будем считать, что только то, что делается в интересах людей есть та самая правда образования, то мы рискуем опровергнуть демократические ценности.

Поделиться публикацией в социальных сетях

Добавить комментарий