К. ПОППЕР

К. ПОППЕР

 

С 50-х годов «Нищета историзма»

«Пророчества» невозможны в силу того, что историческое развитие зависит главным образом от роста знаний, который делает этот рост непредсказуемым.

Нельзя говорить о законах в собственном слове, а скорее лишь о тенденциях. Нельзя увязнуть в слепой вере в авторитеты, в догматизме это в некотором счете ведет к тоталитаризму, т.е. крайним формам регламентации человеческого поведения.

В результате невозможно «рациональное» обсуждение и разумное решение социальных проблем.

Поппера критиковали неомарксисты за упрощение историзма. Поппер – представитель постпозитивизма.

Постпозитивизм – в социологии (постэмпиризм) тоже, что практический рационализм (Поппер).

Это реабилитация метафизики, признание важной роли философских допущений в социальных исследованиях. Это означает вариантность включать ценностные суждения в качестве компонента познавательного процесса.

Общество «открытое» и «закрытое» – понятия, введенные К. Поппером в 1942 году. Это характеристики общества на разных стадиях развития. Открытое – демократическое, есть дух критики, легко приспосабливающиеся к обстоятельствам внешней среды.

Догматическое – авторитарное, неподвижное, застывшее на относительно ранней стадии развития.

На этом противопоставлении строится социальная и политическая философия Поппера. Развитие цивилизации идет от закрытых к открытым общественным системам. От Спарты, Пруссии, царской России, нацистской Германии, Сталинского СССР, социалистического общества.

Открытое – Афины, западная демократия, несоциалистические.

Для Поппера неважно материальное производство и производственные отношения, главный характер политической организации, идеологии.

Перекликается с А. Зиновьевым с его теорией свехобществах.

Термин западнизм характеризуется идеологическим плюрализмом как элемент гражданской демократии, наоборот идеологический монизм, нетерпимость.

Это богатство духовных потребностей. В идеологии это три уровня:

–         элитарный – здесь идеология питается соками науки;

–         пропагандистско-просветительский – обучение, конференции, множество книг;

–         – это разнообразные средства: фильмы, романы, уроки, лекции, реклама.

Идеология западнизма не является какой-то одной социологической группой. Это объединяющая, всеобщая идеология.

К началу 90-х годов победила западная идеология и погибла коммунистическая.

Ценности: богатство, власть, слава, мастерство, собственность, комфорт, благополучие, сила, здоровье, удовольствие, свободы, права, предпринимательство и т.п.

Для нас эти ценности переросли в систему соблазнов.

Здесь и  стремление к лучшему, и желание сохранить настоящее здесь и сейчас.

Сегодня страдания по поводу утраты идеалов. Это ложные слезы коммунизма прошлого. Есть житейская, будничная жизнь, семья, любовь, деньги, дети, здоровье, все практическое, прагматическое – западное.

Значит ли, что западное общество, лишенное идеалов, будущего аморального. А какие общества моральны? Люди руководствуются принципами здорового прагматизма, удобства, расчета.

Научный подход здесь субъективная беспристрастность, т.е. познание объектов какими они есть, сами по себе, независимо от симпатий и антипатий исследователя.

Это подобно У.Джеймсу, задавай вопросы: Для чего? Зачем? Что это дает?

Сделать это очень трудно. Особенно в отношении к социальным явлениям. Социальным фактам.

Как же?

Во-первых, нужны гипотезы. И здесь оценка. Во-вторых, – а вдруг обнаружится, что все преподаватели не дотягивают. Куда деть результаты? Результаты нужны для принятия решений. А ель (стратегия) решений уже известна, задана.

Научный подход – это следование логики, методологии науки. Это сделать сложно. Надо хотя бы знать логику. Выделить объект, предмет, определить терминологию,  сделать доступной, ясной для читателя.

Вот понятия, необходимые для описания значений о социальных объектах, объектах как эмпирических: объект (предмет), признак (свойство черты, характеристика), отношение, раньше, позже, одновременно, временный интервал, момент, дальше, ближе, на том же расстоянии, между, внутри, структура, состояние, содействие, изменение, переход, процесс, ряд, развитие, деградация, простое, сложное, часть, целое, система, качество, количество, возможность, необходимость, случайность, связь, причина, следствие, тождество и т.п.

Социология знаний – концепция о социальных зависимостях и функциях человеческих знаний.

В 1961 году на съезде социологов ФРГ доклад «О логике социальных наук» выступили Поппер и Адорно в поддержку антипозитивизма.

 

Эволюционная эпистемология: знание как гипотезы, ожидания. Эта проблема знания – проблема космологическая.

Теория вероятности ________________________: все объекты имеют предрасположенность к действию. Это может быть метафизический прорыв.

Идея единства естественно научного и гуманитарного знания.

Концепция трех миров.

 

«Базисное» знание. Знание, получаемое через органы чувств, а мозг упорядочивает. Поппер не согласен – голова не «бадья», в которую сливают.

Всякое наблюдение проникнуто теорией, неосознанным ожиданием. Знание не бывает истиной. Знание есть гипотеза, абсолютного подтверждения не получили. ___________________ фон, элементы знаний, заданные человеку. Во всем остальном человек накладывает свои рамки на знание.

При уровне понимания: Понял – может повторить – может опровергнуть то, что понял.

Кэмбалл – _________________ – _________________. Это критика по нарастанию. Здесь приведены критики в выделении главного, что есть интересного.

Четвертый мир – мир компьютерный. Это возникновение новой цивилизации и добро и зло (концы).

Кризис гуманитарных наук. Причины:

  1. Традиция
  2. Предмет
  3. Нет своего языка, т.е. один континент. Нет инструментальных средств.

Это хорошо видно на социологии. Только статистики. См. логика социальных наук – __________________________. Объективность в социологической науке больше в построении логики ситуаций. Невозможно выделить причины социального поведения. У социологов нет средств, понятий. Поппер в этом смысле ___________ время.

1 период в развитии логики – это психологизм – Аристотель

2 – 19 в. Дж.Вуль – математика, алгебра – логицизм: исчисление – затем логика.

Но XX век вызов компьютерной эволюции. Попытка построения эпистемологии для компьютерных наук. Это основа элементов для поиска рационального.

Синтез познавательных процедур – это Поппер. Несводимость к дедукции Г.Пире – _______________ – множество фактов, гипотез, с помощью которых вы можете объяснить множество фактов. Тогда эти гипотезы истинны.

Индуктивное наблюдение – есть средство формализации открытых теорий.

См. – Бернайс. О рациональности. Догадка – тоже эвристика. Этого у Поппера нет.

  1. Мир вещей физический – Закон 1 мира нарушить нельзя.
  2. Мир идей человека, человеческий. Законы можно нарушить, есть наказание. Теории, правила, ментальный, психологический.

2 мир существенен. Экостемология – система отношений между 2 и 3 творец идей и творец результатов.

  1. Мир теоретический состояний – книги эвристика, теоремы, законы воздействия 3 мира на 2 мир сильнее, чем 2 – 3.

Мир объективного содержания ________________. Законы нарушить можно, но за это наказания нет. Есть, но потом в виде ошибки, т.е. законы логики.

3 мир статичен, они существуют. Но выводятся движения мысли во 2 мире, т.е. том они существуют виртуально, а во 2 – реально.

Можно в 3 мир внести динамику, т.е. через компьютерный – четвертый мир. Здесь находится новый тип субъекта.

2 мир только в человеке

3 мир не в человеке

4 мир искусственный интеллект, расширяющий 3 мир и 2 мир

Поделиться публикацией в социальных сетях

Добавить комментарий