Кластеры М. Портера

1 сентября 2003 года

 

Портер М. Конкуренция: Уч. пос. –

М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 495 с.

 

Кластеры М. Портера

 

«Границы кластеров достаточно редко подчиняются стандартным системам отраслевой классификации, неспособным охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями.

Кластеры обычно состоят из комбинации отраслей, выпускающих готовый продукт, механизмы, материалы, а отрасли, выполняющие сервисное обслуживание, относятся классификацией, как правило, к различным категориям» (с. 212).

Достаточно часто в кластеры вовлекаются традиционные отрасли и отрасли высоких технологий. Кластеры удобны для сбора данных в экономике и для исследования экономики.

Неправильно растворять или ограничивать построение кластеров отраслями. Например, в штате Массачусетс более 400 компаний и 39 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест, связанных с медицинской техникой. Но этот кластер был невидим за электронной отраслью и полимеров.

Руководители компаний, существовавших в пределах кластера, никогда не взаимодействовали между собой.

Кластеры варьируются по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Некоторые кластеры состоят из малых и средних фирм, другие включают большие и малые.

Эти различия в структуре кластеров отражают различия в структурах соответствующих отраслей.

Границы кластеров постоянно изменяются по мере появления новых фирм и отраслей, изменения в структурах отраслей, рынках и законодательных изменений.

Мультимедийный кластер нижнего Манхеттена состоит, например, в основном из провайдеров содержания и фирм, работающих в связанных отраслях таких, как издательское дело, радиовещание, графическое и видеоискусство.

В противоположность этому мультимедийный кластер залива Сан-Франциско включает многих производителей оборудования и программного обеспечения.

Почему экономику следует рассматривать через призму кластеров, а не через только отрасли или секторы?

Кластеры лучше согласуются с самим хором конкуренции и источниками достижений конкурентных преимуществ.

Большинство участников кластера не конкурируют между собой, просто они обслуживают разные сегменты отрасли.

Важнейший аспект понимания и сохранения конкуренции – местоположение корпорации и как кластер.

Кластеры зависят от экономической политики региона. В то же время кластеры связанных между собой отраслей и дают центральную роль в становлении состояния рынка.

Кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей.

 

Такие общественные блага как образование, доступные в кластерах тесно связаны с правительством и общественными организациями.

Другие доступные участникам кластера квазиобщественные блага как информационные и технологические _________, репутация региона (относятся к маркетингу).

Общественные блага ассоциируются с общественными организациями, они находятся и возникают в т.ч. организациях, находящихся в частной собственности.

Конкуренция, давление со стороны равных соперников усиливает конкурентное давление внутри кластера.

Экономическая деятельность «встроена» в социальные отношения сети (с. 233).

Исследования показывают, что социальные взаимоотношения между индивидуалами, их «общественный капитал» существенно облегчают доступ к важным ресурсам и информации.

Определение «принадлежности к касте», чувство «гражданского долга» за пределами своих интересов переводит фирму из разряда отдельного субъекта непосредственно в категорию экономических ценностей.

Теория кластеров для социологии позволяет расширить понятие общественного капитала посредством исследования механизмом, через которые структура сети взаимоотношений внутри данной географической области порождает выгоды для конкретных фирм (с. 234).

Выгоды от существования доверия и организационной проницаемости компании, информационной старости способствует ее росту и процветанию в регионе.

Также как паблисити для РГГУ в г. Москве.

Теория кластеров связывает теорию сети взаимоотношений и конкуренцию.

Кластер – это форма сети, наблюдающаяся в пределах географического региона, в которой близкое расположение фирм и организаций обеспечивает наличие определенных форм общности и повышает частоту и силу взаимодействия.

Хорошо функционирующие кластеры выходят за пределы иерархических сетей и превращаются в решетки многочисленных перекрывающихся и подвижных взаимосвязей между индивидуалами, фирмами и организациями.

Теория сети может сильно помочь в понимании того, как работают кластеры и того, как кластеры могут становиться более производительными.

Теория кластеров расширяет понятия общественного капитала, сети, общественной активностью, экономическим процветанием, конкуренция и рынок. «Теория кластеров выявляет, кому необходимо быть в сети для наших взаимоотношений и почему» (с. 235).

Теория кластеров способна показать как формируется сеть взаимоотношений и как получается общественный капитал, истоки сетевой структуры, сущность деятельности в такой сети, а также связи между характеристиками сети и результатами ее функционирования (с. 235).

Кластеры обычно выражены сильнее в условиях развитой экономики (как и сети), где широта и глубина кластеров обычно оказывается больше.

В развивающейся экономике образование кластеров ослабляется низким уровнем образования и низкой квалификации рабочей силы, слабостью технологии, нехваткой доступного капитала, слабым развитием общественных институтов (с. 240).

Политика правительства может работать и «за» и «против» образования кластеров. Программы университетов и технических школ, навязываемые из центра, Минобразования, не соответствуют потребностям кластеров.

Защищенные от конкуренции компании стремятся логично к монополистическому поведению, замедляя развитие кластеров.

Рост кластеров – это рост экономики, стабильности политики, повышение уровня зарплаты и квалифицированной рабочей силы.

 

ЖЦ кластеров.

1. Рождение кластера может быть обязано природным условиям (ресурсам), а может университетским исследованиям.

Израильский кластер по производству иррационального образования в значительной степени желанием обеспечить водой свои заприливные земли.

Кластер по охране окружающей среды в Финляндии возник в результате проблем ее загрязнения, созданных местными обрабатывающими отраслями промышленности.

Случайные события могут оказаться первопричиной возникновения кластера. Может быть пример «Шесть семерок».

Они (кластеры) возникают в регионах, где есть преимущества для их возникновения.

2. Развитие кластеров требует 10 и более лет (с. 249). Попытки создать кластер сверху (правительство) обычно не имеют успеха.

Различие в кластерах стимулирует инновации. Например, в Германии кластер, выпускающий бытовые приборы, пересекается с кластером по производству мебели для дома.

На этом пересечении возникло производство встроенных кухонь и встроенных бытовых приборов. Их доля в экспорте превышает доли эти двух.

– Развитию способствует сильная конкурентная борьба

– Природные условия и ресурсы (климат)

– Экономическая составляющая

– Механизмы организации и взаимосвязей между индивидуалами и группами

3. Упадок кластера.  Кластер может оставаться жизнеспособным в течение столетий.

Кластер представляет собой условный ромб.

1. Эндогенные причины, связанные с внутренними причинами

2. Экзогенные – с внешним окружением.

По аналогии: микро и макросреда кластера.

1. Утрата гибкости, неспособность к инновациям, изменениям.

2. Правительство вмешивается, лоббизм, лучшие условия для фирм и отраслей.

Внешняя угроза чаще в технологических разрывах цепочки, сдвиг в потребностях покупателей (например, опрос на стабильную энергию).

Критерий успеха или упадка кластера – обновление.

См. также политику правительства с. 255

Кластеры и экономическая политика с. 262

См. выводы на с. 272-275

См. успех компании Эриксон с. 301

Маркетинговый гений Хонда с. 303 и выводы из этого

Местоположение и развитие бизнеса с. 386. Взять этот пример и аналог в Москве или другом городе.

Очень хорошо и интересно о старом городе, его потенциале с. 388-416

 

 

Блага общественные – товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе.

Диверсификация производства – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий.

Диверсификация экономической деятельности – расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.

Диверсификация вертикальная – диверсификация инвестиций в производства, связанные с различными стадиями обработки одного продукта.

Диверсификация горизонтальная – расширение ассортимента новыми товарами-аналогами для повышения интереса к ним у традиционных покупателей.

Дифференциация товаров – физические или иные различия между товарами разных фирм, обусловливающие у индивидуальных покупателей предпочтение товаров одной фирмы перед товарами других фирм (при условии, что продавцы продают их по одинаковой цене).

Институционализм – направление экономической мысли, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономичесих решений. Сложился в работах американских экономистов конца 19 – начала 20 века: Т.Веблена, Д.Коммонса, У.Митчела. В его методологии терминами «институтция», «институт» стали называться явления как экономического, так и неэкономического порядка – государство, законодательство, общественные организации и структуры, обычаи, семья и т.д.

Инфраструктура – комплекс производственных и непроизводственных отраслей, обеспечивающих условия воспроизводства: дороги, связь, транспорт, образование, здравоохранение.

Инфраструктура рынка – учреждения, фирмы, компании всех видов собственности, обеспечивающие взаимодействие между субъектами рыночных отношений. Инфраструктура товарного рынка включает предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, товарные биржи, торговые дома, посреднические фирмы, системы связи, специальные государственные органы регулирования рынка (антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др.). Инфраструктура финансового рынка включает всю банковскую систему, фондовые биржи, валютные биржи, брокерские и страховые компании, аудиторские фирмы.

Капитал общественный – совокупность связанных между собой индивидуальных капиталов.

Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую конкурентоспособность.

Кривая опыта – графическое изображение кривой, свидетельствующей о том, что при удвоении объема производства затраты на любую операцию в производственном процессе могут быть снижены на 20 %. Это теоретическое положение лежит в основе многих стратегических моделей.

Ликвидность – способность элементов основного или оборотного капитала компании быстро и легко реализоваться.

Патернализм – изъятие финансового капитала из отдельных стран, отраслей, отдельных фирм и помещение его либо в более выгодные для инвестиций, либо более надежные для вложений страны, отрасли, фирмы, проекты.

Позиционирование товара на рынке – действия, направленные на обеспечение товару конкурентоспособного положения на рынке и на сознание целевых потребителей, а также на разработку соответствующего комплекса маркетинга для занятия своей товарной ниши (позиции).

Портфель – совокупность чего-либо, широкое понятие, применяемое во всех сферах экономики, которое позволяет судить об объеме деятельности, экономических перспективах, месте на рынке и т.д. фирмы, организации, предприятия и т.п.

Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности; определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Продукт – вещественный или  нематериальный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея).

Товар общественный – товар или услуга, к которым неприменим принцип исключения и производство которых обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу.

Функция полезности – функция, которая описывает взаимосвязь между различными товарами и услугами, предлагаемыми экономикой, и предпочтениями индивидов.

 

Добавить комментарий