Как воспользоваться гипотезами?

17 января 2005 года

 

Как воспользоваться гипотезами?

 

Понятие «гипотеза» происходит от греческого hypothesis и означает предположение.

Обратите внимание: именно предположение, т.е. нечто мыслимое, как вероятное, для объяснения какого-либо явления.

Это предположение как бы предвосхищает исследовательскую практику, поиск, реалистический факт существования какого-либо состояния и явления, которое вас интересует.

Выдвижение гипотез связано с процессом исследования и познания, поэтому гипотезы часто называются научными. Любое познание сводится к процессу выдвижения гипотез. Выдвижение гипотез – это научный метод познания. Часто исследователи, особенно начинающие путают психологическую и социологическую природу использования гипотез.

На психологическом уровне индивидуального опыта гипотезы имеют вопросительную форму. Мы можем задать себе вопросы о том, что знаю я, что я люблю, хочу, во что верю, кем хочу стать, обязательно ли социологом или маркетологом. Это и будут гипотезы. Но проверяются они нами моментально, на основе собственного прежнего опыта. Поиски ответов на эти вопросы дело сложное, требующее иногда годы.

Рефлексивно я задаю себе вопрос и обращаюсь к своим внутренним чувствам и памяти,  они помогают мне ответить на многие вопросы.

Таким образом, моя субъективная, внутренняя, личностная гипотеза опирается на мой прежний личный опыт.

Выдвижения гипотез легко наблюдать, когда мы сами пишем или читаем, типа: «Я исходил из предположения» или «Основываясь на…». И в этом случае формируется внутренняя гипотеза, опираясь на личный опыт.

Социолог формирует, выдвигает гипотезы на основе внешней системы связей и отношений (взаимодействий). Проверяет их с помощью наблюдаемых, извне происходящих, в этих отношениях процессов, чаще на основе выраженного группового мнения той или иной изучаемой целевой аудитории.

Это уже не мой субъективный опыт, опыт других людей, имеющий объективную природу. Это «чужие» разнообразные отношения внутри группы, во вне меня, которые я способен наблюдать и проверять имеющимися методами и способами.

Эти способы проверки моих виртуальных выводов относительно наблюдаемых явлений (гипотез) ни что иное, как социологические исследования: качественные и количественные.

Социологические гипотезы всегда объективны, они направлены на объекты, существование которых не зависит от личного опыта исследователя.

Предположим, что в результате влияния СМИ, целенаправленно трактующего какое-либо событие, оценка его большинством людей будет адекватной или близкой к ней о степени. Студенты социологического факультета, изучающие маркетинг, PR и рекламу становятся специалистами в этой области, скорее, чем другие, если они практически осваивают эту профессию, следуя рекомендуемым правилам, чем те, которые этому не следуют.

Проверки выдвигаемых социологом гипотез зависит от профессиональной компетентности исследователя

Этому необходимо учиться. Учиться мыслить объективно – выдвигать предположения, относительно наблюдаемого Вами окружающего мира, общественных связей и отношений и учиться проверять (версифицировать) эти предположения (гипотезы) надежным (валидным) инструментарием.

Именно этому процессу исследования и познания учат на социологическом факультете РГГУ.

При этом можно использовать для доказательства знания, накопленные  ранее социологической теорией и практикой.

Гипотеза – это научное допущение, истинное значение которого неопределенно.

Проверка гипотезы требует анализа, систематизации имеющегося или собранного, эмпирическим путем, материала, информации.

В случае уточнения конкретной социальной проблемы на основе накопленного нового эмпирического материала выдвигают и проверяются прежние или новые гипотезы.

Гипотезы не являются раз и навсегда данными в ходе сбора информации, они могут уточняться.

Но их использование в исследованиях необходимо, так как именно они составляют теоретический и практический смысл.

Гипотеза – основание, предположение, предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, форма развития науки.

Гипотеза предсказывает то, что действительно будет обнаружено эмпирическим путем – это дедуктивная сторона гипотезы.

Это гипотетико-дедуктивный метод в социологии используется редко, т.к. он довольно строгий. Но у нас Левичева его использует вовсю.

Часто преподаватели мало обращают на это внимание и предлагают студентам воспользоваться методом дедуктивного построения гипотез.

И студенты стараются по мере сил, придумывая иногда небылицы, которым они найдут подтверждение или оправдание. Дело доходит до юмора.

 

Описательное исследование – проводится с целью получения информации по некоторым аспектам внешней среды в случае, когда гипотезы являются предварительными или недостаточно обоснованными.

Нулевая гипотеза – гипотеза, которую необходимо проверить.

 

Поделиться публикацией в социальных сетях

Добавить комментарий