Интернет-маркетинг вуза
Шевченко Д.А.
(Российский государственный гуманитарный университет)
Internet Marketing University
Shevchenko DA
(Russian State University for the Humanities)
Статья посвящена одной из наиболее актуальных тем для вузовской общественности – интернет-маркетингу. Рассматриваются основные направления продвижения сайта вуза в сети Интернет.
Ключевые слова: Интернет-маркетинг, Маркетинг в Интернет, сайт вуза, продвижение сайта, контент, дизайн, навигация, интерактивность, видимость, эффективность сайта вуза.
Article is devoted to one of the most pressing topics for university community – Internet Marketing. The basic directions of the university in promoting a website on the Internet.
Keywords: Internet marketing, marketing on the internet, website of the university, website promotion, content, design, navigation, interactivity, visibility, effectiveness of the site of the university.
Продвижение образовательных услуг в современном мире осуществляется не только традиционным образом, посредством СМИ и проведения различного рода мероприятий – off-line, но и в пространстве глобальной сети интернет – on-line.
Сегодня актуальным становится такой тезис: мало найти эффективные механизмы повышения качества образовательной деятельности вуза в офлайн, надо еще сделать так, чтобы эта работа была видна и адекватно могла найти свое отражение в онлайн. Для интернет маркетинга оценки эффективности вузов принципиально важно определить целевую аудиторию, к которой обращается и должен быть обращен сайт вуза.
На главной странице сайта должен быть контент соответствующий запросам и выгодам целевой аудитории. Нами был проанализирован большой массив западных и отечественных сайтов.
На этом основании можно предложить следующую версию структуры контента для главной страницы сайта вуза:
О вузе – все, что требует Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582. История, руководство, попечительский совет, структура: факультеты, студенческие советы.
Новости/анонсы, объявления.
Поступающим – абитуриентам и родителям, приемная комиссия: документы и т.п.
Студентам – студенческие советы, НИР, культурная жизнь, КВН, ССЗ, спорт и др.
ППС – ссылки на блоги и персональные страницы, информация по библиотеке, базам данным, международным базам данных, рейтинги, конкурсы и их результаты в вузе и пр.
Наука. Научные исследования – участие в рейтингах и результаты по науке, статьям, НИР, докторантура, аспирантура, магистратура, адъюнктура и пр.
Международная деятельность – список вузов-партнеров, условия стажировок, обмена студентами, международные магистерские программы и пр.
Выпускникам – ассоциация выпускников, благотворительность, попечительский совет, фандрайзинг, спонсорские проекты и т.п. совместные программы, базовые кафедры.
Партнерам – работодатели. кредитные учреждения, СМИ и пр.
Научная библиотека – электронная библиотека, возможность подписки и пр. электронный читательский билет и т.п.
Контакты – телефоны, проезд и пр.
Расписание. Желательно сделать версию для мобильных телефонов, как это сделано в РГГУ.
Англ. версия. Здесь каждый вуз сам решает какой контент должен быть переведен (но не менее 30% контента).
И др. – регистрация, подписка, почта, поиск, форум, сети, блоги, веб-лаборатория, ДОДы, пресс-центр и пр.
Эффективный сайт вуза гарантирует прозрачность многообразной и всесторонней образовательной и научной деятельности вуза в Интернет, прямо и непосредственно оказывая влияние на его конкурентоспособность и востребованность со стороны целевой аудитории, в первую очередь, абитуриентов на рынке высшего образования.
Чтобы понять и оценить эффективность сайта вуза в Интернет принята следующая методическая схема: качественно выбраны критерии –качественно к ним подобраны параметры оценки – оценивается каждый вуз по каждому критерию – оцениваются вузы по критериями – используется матрица парных сравнений – определяется вес каждого вуза и ранжирование вузов. Критерии оценки сайта вуза: дизайн, навигация, контент, интерактивность (обратная связь), видимость сайта в Интернет. На основе анализа сайта, по предложенной методике оценки его эффективности, можно выстроить основные ориентиры развития сайта вуза и его достойного представительства в Интернет пространстве.
Выделим основные критерии, влияющие на эффективность интернет-маркетинга:
Контент сайта вуза.
Контент – наличие информационного обеспечения пользователей сайта. В первую очередь соответствие требованиям Минобрнауки РФ.
Для общего анализа мы выделили следующие параметры .
1. Контактная информация
2. Основная информация (документация)
3. Учебный процесс
4. Внеучебная деятельность
5. Доды и олимпиады
6. Приемная комиссия.
Дизайн.
Навигация.
Контент.
Интерактивность.
Видимость сайта в Интернет.
Дизайн сайта вуза
Дизайн сайта вуза – «лицо» вуза.
По нашему мнению, этот Параметр должен включать в се6я, как минимум, такие параметры как:
1 – Целостность стилевого оформления
2 – Читабельность шрифта
3 – Сочетаемость с оформлением микросайтов
4 – Удобство просмотра фото/видео
5 – Кроссбраузерность и кроссплатформенность
Навигация сайта вуза.
Навигация – удобство пользования сайтом, прозрачность его структуры, включает такие параметры как:
Наличие карты сайта.
Предупреждения о переходах на сторонние ресурсы/файлы.
Наличие хлебных крошек.
Работоспособность поиска.
Удобство навигации.
Интерактивность сайта вуза.
Интерактивность – наличие и качество интерактивного функционала сайта, в том числе, его коммуникационные возможности. Для оценки сайтов вузов по этому критерию выделяются следующие параметры:
1. Наличие обратной связи
2. Наличие ссылок на социальные сети
3. Возможность подписки
4. Обновляемость информации
6. Наличие внутренней информационной системы
7. Возможность размещения кнопки на другом сайте.
Видимость сайта вуза в Интернет.
Оценка критерия видимости сайта в Интернет проводится на основе следующих параметров:
Яндекс тИЦ;
Присутствие сайта в Яндекс.Каталог;
Google PageRank (PR);
Присутствие сайта в Dmoz;
Alexa Rank;
Место сайта в рейтинге Webometrics.
Веб-аналитика предоставляет инструменты для сбора этой информации и позволяет оценить результаты.
Сведения об авторе.
Шевченко Дмитрий Анатольевич – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы Российского государственного гуманитарного университета, почетный член Гильдии Маркетологов Р.Ф. Адрес:125993, г. Москва, Миусская площадь, д.3, каб. 249. Тел. +7 (499) 250-63-90, Эл. Адрес: shevm@rggu.ru
Information about the author.
Shevchenko Dmitry Anatolyevich – Doctor of Economics Sciences, Professor, head of the Department of marketing and advertising of theRussianStateUniversityfor the Humanities, Honored member of the Guild of Marketers. Address: 125993,Russia, city ofMoscow, 6 Miusskaya area, office 249. Tel. +7 (499) 250-63-90, e-mail: shevm@rggu.ru
Статья опубликована в сборнике 18-й Международной конференции заведующих кафедрами маркетинг, реклама и связи с общественностью при поддержки АКАР. 2014г.